– Илья, ты поздно пришел в спорт и за короткое время достиг больших успехов. Как так получилось?
– Действительно, борьбой я увлекся поздно, лет в 16. А раньше просто любил «качаться». В борьбу попал, можно сказать, случайно, вместе с друзьями забрел сначала в ДЮСШ на Привокзальном, потом, когда втянулся, перешел в СК «Жас батыр», а дальше в спортивный интернат для одаренных детей в Алматы, который после 2-летнего обучения закончил в этом году.
Р. Мусин: Думаю, что успехи Ильи связаны с тем, что на момент прихода в борьбу он был уже физически очень подготовленным парнем. Это заслуга отца Ильи, Валерия. Илья хорошо бегал, был очень гибким, легко садился на шпагат. Ему было присуще так называемое «легкое дыхание». И он был готов к серьёзным физическим нагрузкам. Добавьте сюда природные задатки.
У большей части спортсменов на то, чтобы «подойти» к более или менее серьёзным соревнованиям, уходит 3-4 года тренировок, а Илья уже через три месяца одержал победу в областных соревнованиях, через полгода стал серебряным призёром юношеского чемпионата Казахстана, а вскоре и чемпионом страны. Нынешняя золотая медаль чемпионата Азии в весе до 96 кг – на сегодня высшее его достижение. Но главные вершины, уверен, ещё впереди.
– Это уникальный случай такого быстрого спортивного роста?
– Скажем так: редкий. Известен случай с двукратным олимпийским чемпионом, пятикратным чемпионом мира Рязанцевым, которого тренер впервые увидел на улице. Будущий чемпион, которому на тот момент было 25 лет, работал дорожником. Тренер сразу обратил внимание на здорового парня, легко управлявшегося с железной кувалдой, и предложил ему заняться борьбой. Спустя короткое время тот уже завоевывал золотые медали.
– Илья, а какие у тебя планы на будущее?
– Как любой спортсмен, я мечтаю выиграть золото на предстоящих Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году. А пока буду к ним усердно готовиться. Мне есть на кого равняться. В разные годы олимпийское золото завоевывали казахстанцы Юрий Мельниченко, Жаксылык Ушкемпиров, Шамиль Сериков.
– Подготовка к Олимпийским играм подразумевает очень большие нагрузки.
– В принципе я привык к таким нагрузкам во время учёбы в спортинтернате. Да и в сборной Казахстана, членом которой я являюсь, особо не отдохнёшь: тренировки проходят 3 раза в день, по 2,5 часа.
– Перед чемпионатом Азии наверняка ты изучал своих соперников, чтобы знать их слабые места?
– Было такое. По моим наблюдениям, у иранцев и кавказцев стиль схожий – наступательный. Они как правило, сразу атакуют. Но если атаку отразить, они, сразу «ломаются». Ближе по духу нам киргизы. Наверное, потому, что у нас некогда была одна советская школа борьбы. На чемпионате Азии у моего соперника из Киргизии была очень хитрая тактика, с ним надо было всё время быть настороже. Долго возился с японским борцом – тот постоянно двигался по всему ковру, пришлось за ним погоняться (смеётся).
– Как китайские впечатления?
– Чемпионат проходил в местности Хуаншань, на границе с Вьетнамом. Местность с сюрреалистическим пейзажем, листва фиолетовая. Не случайно именно там проходили натурные съёмки фильма «Аватар».
– Илья, ни для кого уже не секрет, что большой спорт не «для здоровья», а скорее, наоборот. Карьера заканчивается в молодом возрасте. И тогда бывшего чемпиона ждёт негромкая и, как правило, низкооплачиваемая работа тренера. Рано ещё об этом говорить, но тем не менее: кем ты видишь себя после окончания спортивной карьеры?
– Да, спорт высоких достижений – это огромная нагрузка на организм. Как правило, спортсмены практически всё свое время проводят на тренировках, сборах, в разъездах. В ущерб образованию и общению с семьей. В своё время отец поддержал моё стремление стать профессиональным борцом. А вот мама, как все матери, была против учёбы в спортинтернате вдали от дома. Кстати, у нас в «Жас батыре» сегодня есть перспективные ребята, которых родители не хотят отпускать в интернат.
Я понимаю, что карьера борца после 30-ти подходит к концу. В будущем вижу себя не только тренером, но и функционером от спорта.
Я наслышан, что в среднем зарплата тренера составляет 30 тысяч тенге. Конечно, такая перспектива мало кого прельстит. А ведь только на экипировку одного борца уходит денег в два раза больше. Добавьте сюда расходы на витамины, хорошее питание. Каждый спортсмен не только хочет, но и должен носить качественную, удобную спортивную одежду. Сейчас аким области много делает для спорта, строятся шикарные спортобъекты и др. Но хотелось бы, чтобы государство и крупный бизнес в финансовом отношении больше поддерживали спортсменов высокого класса. Ведь, в конце концов, мы отстаиваем честь нашей страны. Пусть в ущерб своему здоровью.
– Рашид, как Вы расцениваете шансы своего ученика на олимпийскую медаль?
– Шансы хорошие. На одном из последних соревнований Илья уступил алматинскому борцу Маргулану Асимбекову, одному из главных претендентов на олимпийское золото. К моменту лондонской олимпиады Маргулану исполнится 30 лет, а Илье всего 22. Думаю, что к этому времени у Ильи за счет молодости будут более выигрышные позиции, чем у Маргулана.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото из архива «ГП»
1 июля 2010, 00:00