Атырау, 17 декабря 13:35
 облачноВ Атырау -1
$ 519.61
€ 610.13
₽ 6.54

День журналиста. Вашингтон

Фото Видео
6 543 просмотра


Вашингтон первый из трех американских городов, с которыми мне предстояло познакомиться в рамках тура «Медиаграмотность и свобода прессы», организованного для группы журналистов Центром иностранной прессы при поддержке Госдепартамента США.

 

ОДНИ ЗНАМЕНИТОСТИ

Три изнурительных перелета, почти 20 часов в небе, и я в столице Соединенных Штатов. Разница во времени между нами – 9 часов, атака жесткого джетлага неизбежна, поэтому я благоразумно ложусь спать в 7 вечера по-местному, потому что утром начинается спрессованная, как брикет, программа. 

Мне повезло попасть в число представителей независимых изданий из 18 стран – от Австрии до Африки, для которых было подготовлено насыщенное расписание встреч в невероятных декорациях всемирно известных редакций, новостных агентств, телеканалов, учебных заведений, влиятельных госучреждений и журналистских организаций. Биографии некоторых принимавших нас спикеров поражают воображение: знаменитые репортеры (порой лауреаты Пулитцеровской премии) и авторитетные профессора, основатели легендарных онлайн-проектов и социальных сетей, управляющие гигантских компаний и высокие должностные лица нашли в своих графиках достаточно времени, чтобы рассказать о своем опыте и ответить на вопросы горстки иностранных журналистов. Америка воплощает собой много базовых в нормальном обществе ценностей, одна из них – исключительное уважение к представителям медиа.



 

ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛОВ

Первой нас принимала Школа коммуникаций Американского университета. Университет входит в топ-100 лучших в мире, поэтому факультету коммуникаций есть чему поучить даже состоявшихся редакторов, входящих в нашу группу. У нас потрясающие бриферы. Профессор университета Эми Эйсман преподает журналистику, цифровой контент и предпринимательство. В 2015 году вошла в число так называемых «100 технических титанов цифрового Вашингтона» по версии журнала Washingtonian. Редактировала издания USA today и USA weekend, автор семинаров для washingtonpost.com, Freedom Forum, Radio Free Europe/Radio Liberty в Праге и Москве, член жюри White House Correspondents' Association Awards (премия Ассоциации корреспондентов Белого дома). Профессор журналистики Линн Перри преподает визуальную журналистику и журналистскую этику. Бывший репортер и редактор USA today и The Tampa Tribune, автор журналистских семинаров для The Washington Post, Рыцарского центра международных журналистов, Американского института прессы и т.д. Профессор Чарльз Льюис – национальный журналист-расследователь, бывший издатель ABC News и продюсер CBS News 60 Minutes, автор и соавтор шести бестселлеров, основатель двух некоммерческих новостных организаций, удостоенных Пулитцеровской премии. В «Энциклопедию журналистики» он включен как «один из самых заметных журналистов-исследователей США со времен Первой мировой войны», профессор Льюис имеет опыт сотрудничества с Гарвардским и Принстонскими университетами, автор курса по журналистским расследованиям.

 


РЕАЛЬНАЯ ЧЕТВЁРТАЯ

И все же самое яркое впечатление дня это встреча с редакторами в офисе The Washington Post, получившей за 147 лет своего существования 47 Пулитцеровских премий. По озвученному сотрудниками старейшей газеты США мнению, именно The Washington Post и The New York Times являются медиаресурсами, оказавшими наибольшее влияние на развитие и современное лицо американских средств массовой информации. Это два наиболее стабильных, легендарных американских издания, которые воплощают собой реальную четвертую власть и обеспечивают традиционные стандарты журналистики.

Вашингтонский, основной офис редакции, это громадное пространство, дышащее, точнее, производящее актуальный контент о событиях в любой точке мира 24 часа в сутки. Что позволяет «держать» средний трафик более 9 миллионов просмотров в день, а в дни крупных мировых сенсаций, как, например, в день нашего визита, до 92 тысяч в секунду и 12 миллионов просмотров в день – людей интересовали подробности недавнего лондонского теракта. Новости всей планеты отслеживают 4 региональных отдела, аналитическую составляющую готовят десятки спецотделов. Нас в рамках тура интересовали отделы журналистских расследований и фактчекинга – проверки фактов на достоверность, нового пока в Казахстане медианаправления, но очень развитого в США. Команды спецотделов поделились с нами своим опытом и наработками. Один из бриферов, лауреат Пулитцеровской премии 1998 года за расследования темных сторон судостроительной промышленности США, заместитель главного редактора зарубежных новостей The Washington Post Уилл Энглунд поделился циркулирующими в американском обществе подозрениями о слишком тесной и глубокой связи действующего президента США Дональда Трампа с Россией, что может мешать, с его точки зрения, объективному развитию отношений между странами. По его мнению, эти настроения в долгосрочной перспективе не принесут пользы обеим странам.

Люди обеспокоены этим, они хотят знать об этом больше, – сказал Энглунд.

В ответ на вопрос литовского журналиста о возможной угрозе со стороны России европейским соседям замредактора «Вашингтон пост» ответил так:

– Конечно, Россия очень большая и опасная страна, но я не верю, что это может произойти. С военной точки зрения, Россия, безусловно, способна на значительные разрушения, но я думаю, что она будет оставаться мирной по отношению к Европе и не пойдет на такой шаг против какой-либо страны-члена НАТО.

Не секрет, что один из самых распространенных источников информации для любого журналиста это слухи. Как выяснилось, для американских коллег тоже. В том числе слухи из Белого дома. Но только проверенные и подтвержденные получают право на публикацию. Как признались в американской редакции, иногда они тоже вынуждены держать информацию месяцами, пока не получат достаточно надежные доказательства. И главная проблема сегодняшнего информационного пространства – это фейковые новости, во множестве порождаемые ресурсами-однодневками. Энглунд говорит, что фейки о Трампе, в частности, собирали и собирают довольно большую аудиторию. Но это явление в США породило ответное явление, своего рода «вакцину» – фактчекинг, который позволяет разоблачить фальшивые новости. Для этого в The Washington Post имеется, как я уже упоминала, целый отдел.



 

КАЗАХСТАН - 157

Очень интересной и предельно откровенной получилась беседа о месте журналистики в современном мире с представителем фонда «Наследие» (Heritage Foundation), исследовательского института США, который занимается широким спектром исследований международной политики и основополагающих принципов американской политической традиции.

О политике личной безопасности журналиста при исполнении его прямых обязанностей рассказала заместитель вице-президента Международного центра журналистов (ICFJ) Элиза Тинсли.

До прихода в ICFJ она была мировым редактором в USA Today. Она вела работу международных бюро по освещению войн в Афганистане и Ираке, имеет долголетний опыт работы в Советском Союзе. Она также разработала политики безопасности для журналистов, работающих в зонах военных действий.

Мы также посетили Фонд Sunlight Foundation (Солнечный свет). Эта авторитетная некоммерческая организация использует инструменты гражданских технологий, открытые данные, анализ политики и журналистику, чтобы повысить подотчетность и прозрачность действий американского правительства и политики на местном, государственном, федеральном и международном уровнях. Сегодня это влиятельная организация, к мнению которой прислушивается даже Конгресс США.


Карта индекса безопасности: чем темнее цвет, тем меньше свобод у СМИ в стране.


Ребята из известной неправительственной правозащитной организации «Репортеры без границ» представили нам свою традиционную карту свободы прессы за 2017 год. На ней территория Казахстана залита красным. Что это значит? Ежегодный «Индекс свободы прессы в мире» оценивает положение со свободой слова и свободой СМИ в 180 странах мира. Хуже всего журналистам в Сирии (177), Туркмении (178), Северной Корее (179) и Эритрее (180 место). Поэтому на карте они черного цвета. Мы – на 157 месте с индексом 54.01 и формулировкой «сложная ситуация». Согласно исследованиям «Репортеров без границ», давление на СМИ в Казахстане продолжает усиливаться, от адского индекса «очень опасная ситуация» казахстанскую независимую прессу отделяет одна палочка, всего плюс один пункт и нас задушит черным. Для сравнения – Россия на 148 месте, Украина – на 102, Киргизия – на 88, США – 49, потрясающий пример Эстония с ее 10 местом и белым цветом, символизирующим свободу прессы в этой маленькой стране с общим с нами прошлым.



 

ОФИЦИАЛЬНАЯ БЛОНДИНКА

Неожиданно очень эмоциональным для меня лично оказался прием в Бюро по связям с общественностью Государственного департамента США. Хозяева этого, казалось бы, обреченного на холодную формальность места на самом деле показали и рассказали даже чуть больше, чем могли по протоколу. Вне плана к нам заглянула и официальный представитель Государственного департамента США Хизер Науэрт.

–  Вы приглашены в этот тур, потому что являетесь представителями независимой прессы, испытывающей давление в любой точке мира. Очевидно, что это непростая работа во всем мире, даже в Америке. Надеюсь, вы обретете здесь новый опыт и знания, – отчеканила без подготовки ослепительная блондинка.

После брифинга управляющий директор по международному взаимодействию со СМИ Ричард Буанган провел экскурсию по зданию госдепа, и я сфотографировала наш флаг в длинной галерее из 250 государственных символов в фойе госдепа. В богатом на дипломатическое наследие и подарки от разных стран музее я обнаружила узбекский чапан и киргизский головной убор, но, к сожалению, не нашла ни одного подарка от Казахстана. Тайком сняла увитый зеленью внутренний дворик госдепартамента, где я подсмотрела за занимающимися в обеденный перерыв йогой сотрудниками… Мы даже сделали пару легкомысленных селфи за трибуной президентов США, откуда прозвучали сотни, а может, и тысячи заявлений планетарного масштаба и мировой важности.

 

ВОПРОСЫ ФБ

За три дня в Вашингтоне мы успели сменить десятки площадок и встретиться с огромным количеством увлеченных и высокомотивированных профессионалов. Заключительной стала встреча с ответственным за публичную политику Фейсбук, рассказавшем о предпринимаемых в самой популярной соцсети мира усилиях по борьбе с фальшивыми новостями. Кстати, в англоязычном сегменте Фейсбука c прошлого года действует опция по проверке фактов, фейковые новости помечаются флажком «false».

Но уточнить сроки введения такого сервиса для других языков в Фейсбуке не смогли: это трудоемкая программа, и ее внедрение потребует много ресурсов, особенно учитывая, что Фейсбук стремительно охватывает все новые рынки и соответственно языки. Я не могла не задать вопроса о планах по введению функции «дизлайк». О’Коннэлл считает, что существующая линейка эмоджи дает достаточно простора для выражения всех оценочных суждений, поэтому в ФБ не торопятся идти на поводу у хейтеров. Видимо, чтобы соцсеть не захлестнули негативные оценки.   

Удивило, что в вашингтонском офисе ФБ политика безопасности гораздо строже, чем в госдепе, к слову, я нигде не обнаружила даже вывески «Фейсбук». Нам позволили только оставить на стене офиса короткий «петроглиф» и снять его на память.

 


ПРОГУЛКА ПО СТОЛИЦЕ

Насыщенная рабочая программа оставляла не так много времени на прогулки по городу, к сожалению. Из обязательного получилось увидеть оплот администрации США. Белый дом оказался очень скромный по размерам особняк, в котором на проживание конкретно президентской семьи отводятся всего два этажа, остальные имеют служебное назначение. Больше меня поразило другое «жилище» – на площади Лафайет, ровно напротив северного входа в Белый дом, в каких-то ста метрах от ограждения мозолит глаза всем американским президентам последних трех десятилетий пластиковая палатка с невероятными в наших реалиях плакатами. Им десятки лет, судя по требованиям остановить войну во Вьетнаме и Ираке. Из свежего – требование объявить импичмент Дональду Трампу, изображенному в виде кучи фекалий, простите. Полиция и охрана Белого дома ходят рядом, с удовольствием позируют на камеры, следят за порядком и безопасностью туристов и совершенно не реагируют на возмутителя – согласно первой поправки к Конституции США он имеет законодательное право на свободу слова при выражении своего мнения о публичной фигуре. Как рассказал активист протестного движения Бери Морроу, очень похожий одновременно на бомжа и на монаха, их тут группа человек из пяти, они здесь протестуют с 1981 года. К слову, первой забастовщицей была эмигрантка из Испании Кончита Пичотто, сделавшая протест формой своего существования. Старушка бастовала 35 лет и умерла в январе этого года. На свято место заступили ее товарищи, и вашингтонская достопримечательность на радость туристам не пустует.





Вообще в центре округа Колумбия чувствуешь себя как дома благодаря десяткам старых добрых американских фильмов, так все знакомо: и Белый дом, и мемориал Линкольна, и Национальная аллея, по двум концам которой высоченная стела «Монумент Вашингтона» и символ власти США Капитолий. А вот тот самый искусственный пруд с мраморными бортиками, в который прыгала Джейн (ну, помните эту сцену из «Форреста Гампа»?), здание Верховного суда США («Народ против Ларри Флинта»), Музей естественной истории (привет, «Ночь в музее!»), красивущий Юнион Стейшн (практически нью-йоркский Центральный вокзал из «Мадагаскара»)… Атмосфера полной безопасности и спокойствия, несмотря на 10 пешую милю в полной темноте и одиночестве. И только маленькая сценка часом ранее слегка напомнила милый дом: на светофоре на перекрестке у какого-то правительственного здания столпились несколько десятков человек, толпу подсвечивали блики полицейской мигалки, я подошла к месту одновременно с велосипедистом, который подкатил и удивленно воскликнул: «Вы серьезно?!» Все длилось менее 5 минут, и вскоре под свист и улюлюканье толпы проехали несколько правительственных машин. Что это было, пояснила девушка по соседству – проехал кортеж вице-президента Майка Пенса. Ну, хоть что-то наше, человеческое, им не чуждо, вздохнула я и пошла через перекресток... как вдруг увидела ну совсем неподобающую нашей действительности картину – пока один охранник укладывал нечто похожее на оружие в багажник огромного черного джипа, второй весело селфился с японскими туристами. Ну что за люди?! 



Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

(Продолжение следует)

21 июня 2017, 11:08

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.