Атырау, 17 декабря 13:25
 облачноВ Атырау -1
$ 519.61
€ 610.13
₽ 6.54

Поездка в 2022 год

5 672 просмотра


Проблемы общественного транспорта в областном центре «АЖ» затрагивал не раз  и не два. Мы задали несколько вопросов начальнику центральной диспетчерской службы КГУ «Смарт Атырау» Нурлану ТУРЛАНОВУ (на снимке). Это коммунальное учреждение было создано в октябре 2016 года при городском отделе ЖКХ для координации пассажирских перевозок в нефтяной столице.

– В 2016 году в Атырау была внедрена система “Интеллектуальный общественный транспорт”, на автобусы установили  250 GPS-трекеров, а на остановках – электронные табло. Но система не сработала. Почему?

– На сегодня GPS-трекеры демонтированы и переданы в “Смарт Атырау”. Мы объявим конкурс и установим их снова. Дело в том, что трекеры и табло обслуживали две разные компании, в результате они не смогли работать синхронно, и на табло высвечивалась некорректная информация или они вообще не работали. Сегодня отдел ЖКХ судится с этими компаниями. Если будет доказана их вина по пункту “неисполнение обязательств по договору”, то они возместят ущерб. А в дальнейшем трекерами и электронными табло будет заниматься одна компания.

– Сколько в Атырау пассажирских перевозчиков?

– Их восемь: ТОО «Айс Транс Холдинг» (маршруты 1, 2, 4, 6, 10, 12, 14, 20, 21, 30, 30а, 57, 50, 64, 4-экспресс), ТОО «Ануарбек Транс» (55, 56, 58 59), ИП «Баймуханов» (11, 51, 62), ТОО «Айдын и Ко» (52, 54), ИП «Кагазов» (3, 65), «Данияр и Ко» (53), ТОО «Атырау-Такси» (7), ИП «Автомобиль» (5). Самый крупный – “Айс Транс Холдинг”, обслуживающий 15 маршрутов. А есть, например, перевозчики с единственным маршрутом. У них 3-4 «газели», пассажиров мало. Да, работают не очень хорошо, мы ведем разъяснительную работу с кондукторами и водителями, в случае повторных нарушений снимаем на несколько дней с маршрута. Но и повальные увольнения – не выход. Тогда просто закроется маршрут.

– В последнее время перевозчики настоятельно просят ввести для школьников 50% платы за проезд в учебное время (сейчас они ездят бесплатно), и городские власти готовы пойти навстречу.

– Это непростая история. Сейчас в Казахстане только в Атырау сохраняется бесплатный проезд для школьников. А в утренний час пик, например, школьники составляют как минимум половину пассажиров. Водителям, естественно, нужны те, кто платит. Мы получили уже несколько писем от “Айс Транс Холдинг” с просьбами о компенсациях из бюджета. Они утверждают, что сегодня работают себе в убыток.

– Интересно, что за энтузиасты такие. Почему же продолжают работать в таком случае?

– Об этом компания умалчивает, говорят «секрет фирмы». Но проблема действительно существует, и решить её можно только введением электронных билетов. Тогда мы будем иметь чёткую картину, сколько должны компенсировать перевозчикам за школьников, пенсионеров, инвалидов и других льготников. Попутно, кстати, выведем из тени реальные доходы перевозчиков. Ведь не секрет, что бумажные билеты сегодня выдаются очень редко.

На какой стадии подготовка к электронным билетам?

– Мы изучали опыт Алматы и Астаны, сейчас рассматриваем три проекта – из Белоруссии, Чехии и Польши. Всё это входит в новую концепцию, которая сейчас готовится по поручению акима города. Одновременно ищем инвесторов, сейчас ведутся переговоры с двумя компаниями. Надо понимать, что работа очень большая, она рассчитана на период до 2022 года. Например, надо сделать так, чтобы крупные перевозчики уделяли должное внимание не только «хлебным» маршрутам. Или вот мелкие перевозчики, те, что на «газелях». Электронные билеты будут означать безнал, а людям нужно вечером понести домой продукты. В общем, вопросов много.

– Вернемся к сегодняшней ситуации. До какого времени должны работать маршруты вечером? Многие автобусы сходят с линии сразу поле шести, люди не могут добраться с работы домой.

– До 21.00.

– Не ездят они. Недавно мне один сказал: “Я частник, когда хочу,  тогда и заканчиваю».

– Он неправ. В договоре со всеми перевозчиками указано именно это время окончания работы. Об этих и других нарушениях горожане могут сигнализировать в наш Call-центр по номеру 75-57-57.

– Есть маршруты, которые больше не ездят. К примеру, №62. Какова причина?

– Там нет автобусов. Теперь судьбу этого маршрута решит тендер.

- Очень много нареканий от жителей Нурсаи. Микрорайон огромный, люди работают и учатся в городе, автобусов катастрофически не хватает.

– Действительно, один маршрут №4 не может всех охватить.  Сейчас планируется вывести новый маршрут в этот микрорайон. Планируем выезжать из аэропорта и заезжать в микрорайоны Тулпар, Самал, Нурсая, затем по Сатпаева, и конечная остановка за акиматом или со стороны церкви. В целом получается 9 км. Тогда и студенты смогут добираться.

Санитарная обстановка в автобусах далека от идеальной...

– Вообще по утрам механик проверяет каждый автобус, и каждый вечер они моют и чистят салон. Но я не думаю, что моют до блеска. Полной чистоты нет, это надо признать. Но водители и кондукторы в обязательном порядке проходят медицинское обследование.

– Будут ли проводиться новые закупки автобусов?

– Сейчас пять перевозчиков планируют купить новый транспорт через лизинговую программу СПК «Атырау». “Айс Транс Холдинг” готов купить 30 автобусов и 10 «газелей», остальные – по 10 автобусов. Если банк дает кредит под 19%, то СПК – под 4,5%. Это очень выгодно.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото автора

19 июня 2017, 11:08

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.