В последние годы Атырау растёт как на дрожжах, а значит растёт и роль общественного транспорта. Какова сейчас ситуация с пассажирскими перевозками в нашей нефтяной столице – делится своими ежедневными впечатлениями корреспондент «АЖ».
В ТЕСНОТЕ И ДАВКЕ
На центральные городские маршруты выходят относительно вместительные автобусы, а вот новые микрорайоны и пригородные села довольствуются лишь маленькими автобусами либо старыми «добрыми» газелями. Ежедневная картина – люди буквально штурмуют транспорт. Многие везут детей на занятия в школу, причём опоздать нельзя, а всех желающих маленький салон вместить не может. Если тебе не досталось сидячее место, за одну только поездку приходится несколько раз выходить и заходить снова в салон, чтобы пропустить выходящих на очередной остановке.
УРОКИ ЖИЗНИ
Дети – особая тема. У кондукторов к ним, можно сказать, «классовая» вражда. Постоянно становишься свидетелем неприятных сцен, когда школьникам дают от ворот поворот, а если и впускают, то не дают спокойно ехать: «встань в сторону, «отойди» и т.д. Школьнику желательно быть малявкой – в противном случае кондуктор может заставить открыть ранец, показать учебные принадлежности, дневники. Иногда взрослые пассажиры вмешиваются: «Видно же, что дети, что вы пристали?». Ответ один: «Откуда мы знаем, пусть показывает». Это во время учебных занятий. А во внеурочное время кондукторов уже не остановить: «Куда едешь? Откуда едешь? Сейчас не время учёбы, давай, плати», «я работаю не для того, чтобы вы тут катались». Те, у кого в карманах есть мелочь, платят, а у кого нет – вынуждены покинуть салон.
На сегодня во время школьных занятий дети в Атырау имеют право на бесплатный проезд, но городские власти усиленно предлагают ввести для них 50-процентную плату, мотивируя это тем, что наш город якобы остался единственным в стране, где школьники ездят бесплатно.
КТО НЕ УСПЕЛ – ТОТ ОПОЗДАЛ
Несколько раз за последние годы городской акимат пытался внедрить в общественном транспорте билетную систему, но безуспешно. То есть формально она есть, а на деле... Для кондукторов нет человека отвратительнее пассажира, попросившего билет. Если найдётся такой смельчак, то билет ему, конечно, дадут – вернее, грубо сунут со словами «ну на, бери» или «вот вам ваш кусок бумаги». Говорю не голословно, сама проводила такие «эксперименты».
Проблемой также является добраться домой после работы или из школы после второй смены. Уже ближе к семи вечера улицы подозрительно пустеют от пассажирского транспорта. Как-то я с детьми села на автобус №20 после пятого урока, который заканчивается в 18.30. Кондуктор сказала, что в сторону города они уже не поедут – «всё, наше время закончилось». А когда я заметила, что, мол, рановато закончилось, получила ответ: «мы частники, сами знаем, когда возвращаться домой». Пришлось брать такси. В общем-то все прекрасно знают, что после семи вечера автобусов и "газелей" в сторону микрорайонов Нурсая, Атырау, Химпоселок, Еркинкала, Жумыскер не найдешь.
...Впереди знойное лето, а во многих автобусах окошки маленькие и нет кондиционирования воздуха. В жару там душно до невозможности. Это ещё одно проявление перманентного экстрима под названием «езда на атырауском общественном транспорте».
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА
Видео прислано читателем "АЖ"
В Атырау +3