Атырау, 17 декабря 14:53
 облачноВ Атырау -1
$ 519.61
€ 610.13
₽ 6.54

Как прошёл первый класс по-новому

8 491 просмотр


Иллюстративное фото из архива «АЖ».


В закончившемся учебном году первоклассники занимались по новой программе. Среди главных новшеств – «критериальное» оценивание вместо 5-балльной системы. Мы попросили атырауских методистов, учителей 1-х классов и родителей прокомментировать первые результаты.

 

КРИТЕРИИ И БАЛЛЫ

- Новая программа – это не переворот в образовании, это синтез советского опыта и прогрессивных современных практик, - говорит старший преподаватель института повышения квалификации педагогов «Өрлеу» Балауса ЖАЛМУХАНОВА. – К примеру, критериальное оценивание вместо баллов применяется в школах Сингапура, Японии, Франции, Финляндии.

Уважаемый специалист стала объяснять мне, в чём суть критериального оценивания. Я искренне пытался понять. На простой язык это не переложить. В общем, успеваемость учеников определяется путём формативного и суммативного оценивания.

Формативное является неотъемлемой частью ежедневного обучения, оно ведется непрерывно и обеспечивает обратную связь между детьми и учителем. 

А вот суммативное проводится уже путем выставления баллов ученику, который окончил разделы учебной программы (общие темы и учебные этапы – четверть, учебный год). Формативное и суммативное оценивание применяются по всем предметам. 

 

УЧИТЕЛЯ - О СВОИХ ПРЕДМЕТАХ

Те, кто работает «в поле», т.е. учителя начальных классов, поддерживают прогрессивные тенденции в образовании.

- Новая учебная программа предназначена для того, чтобы дети могли логически мыслить, раскованно излагать своё мнение. Я бы сказала, что уроки становятся более творческими, - говорит учительница начальных классов высшей категории школы №6 Алия АЙТМАГАМБЕТОВА. Но когда доходит до конкретики, то учителя, в том числе и опытнейшая Алия апай, не скрывают: проблем немало. И связаны они в первую очередь с тем, что программа обучения стала очень интенсивной.

Математика. Мало арифметических (сложение и вычитание) задач, есть таблица сложения однозначных чисел, но нет таблицы вычитания. И дети не успевают усвоить этот материал, потому что уже начинаются задачи с двузначными числами. Первоклассникам, только начинающим учить сложение и вычитание, почти сразу дают такие сложные элементы, как уравнение, диаграмма. Детям тяжело, учителям тоже. И 45 минут не хватает.

«Сауат ашу» (учиться грамоте).  Здесь по сравнению с прежним «Әліппе» очень мало часов выделено на освоение каждого звука, буквы, а тексты сразу даются сложные. Еще одно отличие: в учебнике «Әліппе» все задачи, тексты были составлены с казахским колоритом, а в «Сауат ашу» нет национального, преобладают европейский быт, европейская система.

С внедрением критериального оценивания отменены традиционные письменные диктанты, изложения. Уровень ученика теперь проверяется при тестировании во время суммативного оценивания. А ведь главная задача учителей начальных классов – обучить ребенка письму и чтению. Поэтому добросовестные педагоги как-то исхитряются найти на уроке время для прописи и диктантов.

«Жаратылыстану» (Естествознание) и «Дүниетану» (Миропонимание). По словам учителей, многие темы по этим предметам дети раньше начинали учить только в 4-7 классах.

Все без исключения учителя начальных классов жалуются на возросшую «бумажную» работу. Иногда им приходится заполнять в день более 100 листов - оценочные листы, раздаточные материалы.

По словам педагогов, в новой программе учебный процесс рассчитан на 18-20 учеников в классе. Но мы же знаем, что их на самом деле 25-30, а то и больше. И дети разные. Кто-то справляется с возросшими нагрузками, многие – нет.

 

СУМКИ ТЯЖЕЛЫЕ, УРОКИ ТРУДНЫЕ

Заниматься с ребенком по обновленной учебной программе трудно и родителям. Порой, помогая своему чаду выполнить домашнее задание, родитель сам становится в тупик. Задачи сложные, термины непонятные. 

Трудно первоклассникам не только умственно, но и физически. В день пять уроков, в ранце 5-6 учебников плюс рабочие тетради – тяжело таскать этот ранец...

Многие учителя и родители считают, что первый год учёбы первоклашек по новой программе выявил серьёзные недостатки. И министерству образования хорошо бы учесть это уже на ближайшее будущее.

Кайырбек САНСЫЗБАЕВ

2 июня 2017, 18:11

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.