Атырау, 13 января 13:00
 будет пасмурноВ Атырау 0
$ 509.84
€ 595.75
₽ 6.47

Каждый найдет на ЭКСПО-2017 что-то для себя - Есимов

4 485 просмотров


До открытия ЭКСПО-2017 остались считанные дни. Накануне этого важного для страны события председатель правления АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» Ахметжан Есимов рассказал, как строителям удалось уложиться в сроки, что ждет объекты ЭКСПО после выставки и какие объекты лично он рекомендует туристам посетить в первую очередь.

- Ахметжан Смагулович, расскажите, что удалось реализовать, о чем, может быть, жалеете и что достигнуто?

- Я хорошо помню, как на второй день после назначения президентом меня главой национальной компании, это было 13 августа 2016 года, я приехал на строительную площадку и первым из объектов увидел павильон С1. На тот момент, признаться честно, состояние дел большого оптимизма у меня не вызывало. Предстояла огромная работа, прежде всего, надо было разобраться с департаментами нацкомпании, со структурой, с тем объемом работы, который нужно было выполнить, а времени оставалось мало. С началом работы оптимизм постепенно начал появляться. Другого выхода, кроме как идти вперед, просто не было, хотя скептиков и тех, кто сомневался, что мы успеем все закончить, было много. Тем не менее, работа пошла, и мы, что называется, начали строить с чистого листа. Эти 1,5 года были очень напряженными. Сегодня все объекты завершены, на территории выставочного комплекса ведутся в основном инсталляционные и благоустроительные работы.     

- Китайский павильон является одним из самых крупных, а как вы лично оцениваете его?

- Прежде всего, я хочу сказать, что Китай очень активно подошел к участию в ЭКСПО-2017. Действительно, павильон КНР один из самых больших на выставке. Китай одним из первых начал инсталляционные работы и одним из первых их завершает. Я сам несколько раз был в китайском павильоне и масштабы действительно впечатляют. Это и понятно, Китай самая большая по численности населения страна в мире. Огромная экономика, огромное производство и потребление энергоресурсов, и доля импорта тоже очень высокая. Работы, которые сейчас ведутся в Китае по возобновляемым источникам энергии, впечатляют. Только представьте себе, 2,5 трлн юаней - это самый высокий по объему вложения в ВИЭ показатель. В сфере возобновляемых источников энергии Китай занимает первое место. Мне понятно стремление Китая показать на выставке свои достижения. Как я уже отметил, Китай один из ведущих павильонов не только по объему и подготовке, но и по содержательной части. Я считаю, что тема китайского павильона выбрана очень удачно и полагаю, он будет иметь большой успех.

- Вы в два раза сократили количество топ-менеджеров. Не отразилось ли это на качестве и темпах подготовки к ЭКСПО-2017?

- Когда я начал знакомиться со структурой национальной компании, то посчитал нужным ее оптимизировать и сделать так, чтобы она была не только оптимальна, но и максимально работоспособна. К примеру, департаменты - это наши «рабочие лошадки», выполняющие всю основную работу. Над ними же было целых девять управляющих директоров. Число управляющих директоров мы сократили до трех, причем два директора одновременно являлись директорами департаментов. Иначе говоря, мы упростили структуру и облегчили ее, убрав лишние звенья и этим в несколько раз повысили оперативность принятия решений. Директор департамента сам принимает решения и сам же отвечает за их выполнение. Нашей задачей было сократить ненужные звенья, а в результате мы не только сэкономили средства, пересмотрели штат и функциональную нагрузку на каждого сотрудника, но, главное, мы получили эффективную команду. По сути, при всесторонней поддержке президента нам удалось за 21 месяц сделать работу, которую нужно было делать почти 6 лет. Время поджимало и другого выхода не было, но наряду со строительством надо было обеспечить качество объектов, чтобы они были надежны в эксплуатации. Тем более каждый из них наполнен дорогостоящим оборудованием и инсталляциями, и они должны работать в нормальных условиях. Я считаю, что нам удалось создать достаточно эффективный механизм взаимодействия внутри самой национальной компании, а также с нашими генеральными подрядчиками, проектировщиками, архитекторами и всеми службами. У нас хорошо сложилась работа с городскими службами, с акиматом. Ведь ЭКСПО - это не только строительные объекты, это еще и подготовка города к приему гостей.

- Был ли торг? Например, страна хотела павильон больше, дороже, а мы не могли этого предложить, и, страна, допустим, отказывалась. Как в таких случаях велись переговоры и имели ли место быть такие случаи?

- Начнем с того, что международные павильоны расположены полукольцом и все равноудалены от сферы. Они все стандартные, вопрос только в квадратуре: какой стране сколько квадратов. У нас 4 блока: С1, С2, С3, С4. В каком из них расположиться, логистически не имело значения, поскольку они равно удалены от нашего главного объекта – Нур-Алем. В этом плане мы очень хорошо работали с участниками, большую помощь нам оказывало и Международное бюро выставок. Мы провели два собрания, где снимались вопросы, которые возникали между организаторами и странами-участницами. На сегодня у нас абсолютно никаких проблем с участниками нет. 1 ноября все международные павильоны были готовы, но некоторые страны, в силу разных причин, не зависящих от нас, затянули с началом строительных работ. Но тем не менее, мы надеемся, что все они к началу выставки успеют завершить работы. На этой неделе у нас была инспекционная комиссия Международного бюро выставок, и, по словам экспертов, такой степени готовности, как у нашей выставки еще не было. В свою очередь генеральный секретарь МБВ Виссенте Лоссерталлес заявил, что наша выставка за 25 лет его работы в качестве руководителя этой международной организации будет самой лучшей.

- Какие конкретно перспективы открывает этот проект для Казахстана?

- Прежде всего, я хотел бы сказать, что ЭКСПО-2017 даст прорыв, причем в сознании как специалистов, так и рядовых граждан, в особенности молодежи. Здесь очень много интересного для тех, кто работает и мыслит творчески. Например, зона лучших практик - это павильон, где специальная Международная комиссия занималась отбором лучших проектов в области возобновляемых источников энергии, которые есть в мире, и отобрала только 24 проекта. Причем это была очень авторитетная комиссия, из видных зарубежных ученых, в том числе двух лауреатов нобелевской премии. Отбор шел очень тщательно - в течение нескольких месяцев, так как предложений было очень много. Даже одно посещение выставки даст возможность увидеть, что происходит в этой области. Естественно, как я уже сказал, перемены в экономике не произойдут завтра же, но перед нами пример той же Франции, которая 30 лет назад начала развивать атомную энергетику и ушла намного вперед. Кстати, у нас будет корпоративный павильон, где Казатомпром совместно с Росатомом представляют очень интересные экспозиции по мирному использованию атомной энергетики. Президент неоднократно говорил, мы должны уходить от сырьевой зависимости, и я думаю, проведение ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» в Астане будет мощным толчком в этом направлении.

- Во всем мире существует проблема, когда инфраструктурные объекты после больших мероприятий простаивают. Почему с Астаной не произойдет подобного?

- В отличии от той же Миланской выставки, где все экспонаты и павильоны страны сами собирали и разбирали, у нас - капитальное сооружение. Многие объекты будут работать и после окончания выставки. Например, Сфера станет Музеем Будущего, поскольку там собраны самые последние разработки и раскрывается тема энергии, начиная от энергии космоса, солнца, ветра, воды и заканчивая кинетической энергией. В двух международных павильонах расположится международный финансовый центр. Кроме того, по инициативе нашего президента создается международный центр зеленой энергетики под эгидой ООН. Создаются IT-стартапы. И в целом, я хочу сказать, уже есть два десятка предложений на дальнейшее использование площади ЭКСПО-2017.

Кроме того, я думаю, скоро будет окончательно принято предложение по открытию набирающего популярность во всем мире образовательного центра Job World. Такие центры создаются во многих развитых странах. Они рассчитаны на дошкольников и молодежь до 24 лет. Дети посещают такие центры, смотрят, что такое работа, что такое профессия. И выбирают для себя занятие по душе. Центр создает для этого уникальные возможности. Более того, это будет государственный образовательный центр и будет очень много спонсоров, которые затем из этих ребят смогут кого-то взять на работу. Одним словом, предложений больше, чем свободных площадей. И это нас радует.

- После череды негативных событий имидж ЭКСПО значительно упал. Что было сделано и делается для того, чтобы вновь повысить его?

- С самого начала, после коррупционного скандала, имидж выставки сильно пострадал. Когда я пришел на эту должность, в социальных сетях негатива было 80%. Сейчас нам удалось значительно снизить этот показатель. Но негативное отношение и сегодня присутствует. Я на государственной службе, на руководящих должностях работаю очень давно. Разные были случаи, видел много критики, но чтобы столько, такого в моей жизни еще не было. К этому я отношусь спокойно, хотя приятного, естественно, мало. Но на основе грамотной критики нужно уметь делать правильные выводы. Я думаю, нам удалось переломить ситуацию. Стоит также отметить, что проект получился антикризисным, поскольку 408 предприятий получили заказы. Они выполнили работы на 414 млрд тенге. Для сравнения, это бюджет двух областей. Создано 55 тысяч новых рабочих мест. Ни одна осуществленная государственная программа не создавала столько рабочих мест. С другой стороны большая работа проведена по PR-продвижению. За рубежом, благодаря ЭКСПО, мы популяризируем Казахстан. В целом, мы охватили более 1 млрд человек в мире информацией об ЭКСПО. Ну и, естественно, внутри страны эта работа тоже велась. Все это дало положительные результаты И, как я говорил, негатив мы сумели значительно сократить.

- На ваш взгляд, какой будет туристический интерес к этому событию? Какое количество туристов может приехать на эту выставку из сопредельных государств?

- Мы ожидаем пять миллионов посещений, из них 15% -зарубежные гости. В основном, это граждане России и Китая. На сегодняшний день мы продали больше одного миллиона билетов - это очень хороший показатель, и покупателями являются представители 44 государств мира.

- Ахметжан Смагулович, какие экспозиции вы бы посетили не как руководитель, а как, скажем, турист?

- Они все для меня очень интересны, потому что все эти объекты приходилось строить с нуля. Но безусловно, на первом месте - Нур-Алем. Прежде всего, он интересен с точки зрения инженерной мысли и архитектуры. Более 13 тысяч тонн, 2824 стекла, каждое из которых весит от 600 до 800 кг. Уникальность этих стекол в том, что они изогнуты в двух плоскостях, тем самым, создают сферическую форму без углов. Они очень гладкие, как надутый шар. Уже приезжали представители канала National Geographic, они очень сильно заинтересовались павильоном.

На втором месте - зона лучших практик. Это тематический павильон, который раскрывает тему выставки, начиная от зарождения энергии до современных ее типов. Также рекомендую посетить Арт-центр. Готовят его французы, причем они хотели эту постановку сделать в 2018-ом году, но премьера пройдет у нас. Это Цирк Дю Солей. На днях я был на репетиции, они готовят постановку, в которой артисты своими движениями, действиями продемонстируют, как вырабатывается энергия. Плюс корпоративные павильоны, где пять наших национальных компаний и ведущие иностранные компании будут демонстрировать свои разработки. Я уже не говорю о том, что холл энергии и конгресс-холл - это уникальные сооружения. Как турист я бы хотел посетить все эти объекты и другие, которые я еще не назвал. Поэтому приглашаю всех, выбор большой, каждый найдет здесь что-то для себя.

Анастасия Цирулик

30 мая 2017, 12:15

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.


Комментарии отключены