21 мая в рамках республиканского театрального фестиваля Атырауский областной драматический театр имени Махамбета Утемисова выступил с премьерой спектакля «Суюнбай» по пьесе известного поэта и драматурга Иран-Гайыпа (Иранбека ОРАЗБАЕВА).
Автор обозначил своё произведение как «драматический эпос». И это действительно эпическое полотно о великом казахском акыне-импровизаторе XIX века, защитнике бедных Суюнбае АРОНУЛЫ (у коллекционеров хранится купюра номиналом в 3 тенге выпуска 1993 года с его портретом).
Центральное место в спектакле занимает легендарное поэтическое состязание Суюнбая с киргизским акыном Катаганом. Айтыс прошёл в непростое время – не так давно отгремели битвы между двумя родственными народами – казахами и киргизами, ещё свежи были тяжёлые воспоминания о пролитой крови. К тому же для Суюнбая это был, по спортивной терминологии, «выездной матч».
О содержании айтыса у современников есть весьма полное представление благодаря публикации материалов в 1935 году Ильясом Жансугуровым. Оба акына были детьми своего народа и на первый план выносили его богатство и лучшие стороны, скрывая при этом недостатки. Не жалея, хлестали друг друга словесными сойылами, в высшей степени проявляя как жесткость, так и художественную изящность словесной дуэли. И победил в этой дуэли именно Суюнбай, причём безоговорочно: собравшиеся беки и манапы, все возглавляемые ханом Орманом и Кара Байтиком киргизы были вынуждены с горечью признать победу казахского акына. После завершающих слов Суюнбая они сошли со своих коней и передали их казахскому виртуозу слова.
На мой взгляд, очень творчески подошёл к постановке режиссёр Мурат АХМАНОВ, благодаря чему конкретные реалии поэтического состязания обретают многозначную символику. Например, очень интересно он придумал «сиамских близнецов», что-то вроде «нанайских мальчиков» – связанные в локтях за спиной казах и киргиз толкают, бесконечно спорят, шутят друг над другом. В финале спектакля их бьет молния, и они становятся свободными друг от друга…
Ещё одним удачным постановочным решением стало использование в качестве декорации огромного обруча с натянутыми на него жалюзи, которые, благодаря подсветке, превращаются то в озеро, то в небо, то в солнце, то в кроваво-красный закат.
А в завершение большое впечатление на зрителей произвело как бы опускающееся на землю небо – олицетворение у казахов конца света, и оба народа вынуждены объединиться и общими усилиями «ставить» небо на место…
Сильный спектакль.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото автора