Атырау, 21 декабря 09:12
 ясноВ Атырау 0
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

На сцене – айтыс века

Фото
6 595 просмотров


21 мая в рамках республиканского театрального фестиваля Атырауский областной драматический театр имени Махамбета Утемисова выступил с премьерой спектакля «Суюнбай» по пьесе известного поэта и драматурга Иран-Гайыпа (Иранбека ОРАЗБАЕВА).

Автор обозначил своё произведение как «драматический эпос». И это действительно эпическое полотно о великом казахском акыне-импровизаторе XIX века, защитнике бедных Суюнбае АРОНУЛЫ (у коллекционеров хранится купюра номиналом в 3 тенге выпуска 1993 года с его портретом).

Центральное место в спектакле занимает легендарное поэтическое состязание Суюнбая с киргизским акыном Катаганом. Айтыс прошёл в непростое время – не так давно отгремели битвы между двумя родственными народами – казахами и киргизами, ещё свежи были тяжёлые воспоминания о пролитой крови. К тому же для Суюнбая это был, по спортивной терминологии, «выездной матч».

О содержании айтыса у современников есть весьма полное представление благодаря публикации материалов в 1935 году Ильясом Жансугуровым. Оба акына были детьми своего народа и на первый план выносили его богатство и лучшие стороны, скрывая при этом недостатки. Не жалея, хлестали друг друга словесными сойылами, в высшей степени проявляя как жесткость, так и художественную изящность словесной дуэли. И победил в этой дуэли именно Суюнбай, причём безоговорочно: собравшиеся беки и манапы, все возглавляемые ханом Орманом и Кара Байтиком киргизы были вынуждены с горечью признать победу казахского акына. После завершающих слов Суюнбая они сошли со своих коней и передали их казахскому виртуозу слова.


На мой взгляд, очень творчески подошёл к постановке режиссёр Мурат АХМАНОВ, благодаря чему конкретные реалии поэтического состязания обретают многозначную символику. Например, очень интересно он придумал «сиамских близнецов», что-то вроде «нанайских мальчиков» – связанные в локтях за спиной казах и киргиз толкают, бесконечно спорят, шутят друг над другом. В финале спектакля их бьет молния, и они становятся свободными друг от друга…



Ещё одним удачным постановочным решением стало  использование в качестве декорации огромного обруча с натянутыми на него жалюзи, которые, благодаря подсветке, превращаются то в озеро, то в небо, то в солнце, то в кроваво-красный закат.

А в завершение большое впечатление на зрителей произвело как бы опускающееся на землю небо – олицетворение у казахов конца света, и оба народа вынуждены объединиться и общими усилиями «ставить» небо на место…

Сильный спектакль.

Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ

Фото автора

24 мая 2017, 14:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.