
Езда по трассе республиканского значения Атырау – Уральск – настоящее испытание. И хотя на её ремонт ежегодно выделяются большие суммы, менее чем за год асфальтовое покрытие вновь приходит в негодность. По какой причине так происходит?
В 2000 годах из Индерского района до Атырау расстояние в 180 километров приходилось преодолевать около пяти часов – дороги практически не было. В 2003-2005 годах итальянская компания «ТодиниКонстракшн» капитально отремонтировала трассу, но уже через четыре года дорога снова стала разрушаться, особенно – от Индера до Атырау. Специалисты винят в этом грузовые автомобили, перевозящие грунт из районного центра в город.
Два раза в год представители Атырауского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол», УДП ДВД области, Атырауского областного филиала РГП «Казахавтодор», РГП «Атыраужолзертхана» исследуют техническое состояние автомобильных дорог республиканского значения на территории области, делают запросы о необходимости ремонта. В соответствии с суммой, выделенной из республиканского бюджета, организуют ремонтные работы. За 2009-2016 гг. на разных участках автодороги «Атырау – Уральск» выполнен ямочный ремонт асфальтового покрытия и обработка чёрным щебнем дорожного полотна на общую сумму 1 млрд 608 млн 500 тысяч тенге. Несмотря на проделанную работу, дорога вся в заплатках. В центре дороги образовались ямы. Особенно «тяжёлый» отрезок дороги между аулами Атамбаев и Кеңөріс.
– На этом отрезке трассы встречному автотранспорту приходится ждать друг друга, иначе аварий не избежать, – говорят водители.

По этому поводу мы задали несколько вопросов директору Атырауского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Даурену ЕРГАЛИЕВУ.
– Почему отремонтированная дорога выходит из строя менее чем за год?
– Причиной разрушения некоторых участков дороги является попадание воды на основное покрытие из трещин, которые образуются из-за бесперебойного поступления атмосферных осадков в осенне-зимний период.
– Разве дорожное покрытие не должно выдерживать влияние атмосферных осадков как минимум четыре года после ремонта средней степени?
– После проведения ремонтных работ средней степени, подрядная организация в течение двух лет за счет своих средств гарантированно устраняет образовавшиеся дефекты на участке дороги.
На подведомственных Атыраускому областному филиалу автомобильных дорогах республиканского значения, построенных по ІІІ-й технической категории, нагрузка в среднем рассчитана в 8 тонн на одну ось при транспортном сообщении 1 000-3 000 автомашин в сутки. На самом деле, в среднем транспортное сообщение в сутки насчитывает 7 000 крупных и габаритных автомобилей с грузом более 13 тонн, что тоже влияет на разрушение основного покрытия дороги. Вместе с этим попадание атмосферных осадков в структуру основного покрытия бесспорно влияет на качество дороги.
Каждый год из республиканского бюджета выделяются средства на содержание автомобильных дорог республиканского значения. Проводятся ямочный ремонт, очистка тротуаров и проезжей части от мусора и грязи, выравнивание спусков, заделка трещин, уборка, побелка, покраска остановочных площадок и автопавильонов, содержание знаков, сигнальных столбов, ограждений, установка и замена элементов дорожного оборудования, уход в зимний период, очистка от снега, посыпка противогололёдными материалами и другие работы.
Кроме того, проводится ежедневный обзор дороги и контроль по безопасности движения на трассе.
В этом году из республиканского бюджета выделено 494 млн тенге. Эти работы будет проводить Атырауский филиал РГП «Казахавтодор».
В 2015 году на трассе Атырау – Уральск были проведены ремонтные работы средней степени на 110-километровом отрезке, на общую сумму 541,5 млн тенге.
В 2016 году на трассе Уральск – Атырау на отрезке между 311-350, 435-440 км, протяжённостью 44 километра, на проведение среднего ремонта потрачено 297 млн тенге. Вышеназванные работы провело ТОО «БекетСәтЖол».
Кроме этого, по новому методу (ресайклинг) на дороге Махамбет – Новобогат на семи километрах проведён средний ремонт на сумму 250,2 млн тенге. Работу выполнило ТОО «АСМО».
– Насколько качественно проводятся ремонт сейчас? Вы думаете, будет результат, если почистить дефектный участок в пять сантиметров и засыпать его горячим асфальтом?
– 12 лет прошло, как провели капитальный ремонт этих дорог и сдали в эксплуатацию. Первые разрушения начались спустя четыре года после капитального ремонта. С тех пор средние ремонтные работы не дают ожидаемого результата. Затрачиваем много, выигрываем мало. Мы предлагаем проводить средний ремонт по новой технологии (ресайклинг). В прошлом году эта технология в первый раз применялась на участке Махамбет – Новобогат, были восстановлены самые трудные участки. Суть технологии такова – вырезается лунка не в 5, а в 20 см глубиной, которая заполняется щебнем, цементом, грунтом, водой и другими строительными материалами.
Сейчас подготовили предложение отремонтировать самый сложный участок, протяженностью 10 километров, и подана заявка на выделение средств из республиканского бюджета. Если будут выделены средства, то на самых сложных участках начнутся ремонтные работы.
– Когда будет проводиться капитальный ремонт? Есть ли он в плане?
– Пока не известно, но предложения направлены в высшие компетентные органы.
Ляззат КАРАЖАНОВА
Фото и видео автора
В Атырау -1 


