Вопрос с сайта www.azh.kz
На вопрос ответил юрист Адвокатской конторы «Слово Защиты» Аслан ЖОЛБОЛОВ:
– Ситуация, в которую попала читательница, неоднозначна. С одной стороны, согласно нормам Закона РК «О защите прав потребителей», вы имеете право на получение информации о продукции, а продавец обязан предоставить необходимую и достоверную информацию не только о потребительских свойствах продукции, законных способах приобретения, гарантийных обязательствах, порядке предъявления претензий, а также способах и правилах использования продукции, её хранения и безопасной утилизации, но и о его цене. В вашем случае необходимо определить, причинен ли вам действиями продавца какой-либо ущерб и в чем он заключается. Только в этом случае вы можете обратиться с претензией к продавцу или в суд.
Как правило, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о продукции, суды исходят из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемой продукции, т. е., например, возможной стоимости, способах применения, побочных свойствах, технических характеристиках, мерах предостережения.
С другой стороны, согласно нормам Закона РК “О защите и поддержке частного предпринимательства”, частные предприниматели реализуют свои товары, работы и услуги, как собственного производства, так и приобретенные на стороне, по ценам, расценкам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. Прямое государственное регулирование цен на товары допускается лишь в случаях недобросовестного использования предпринимателем своего монопольного положения на рынке. В данном случае ваш продавец монополистом на рынке не является.
Кроме того, этот же закон прямо указывает на то, что частной предпринимательской деятельности гарантируется возможность самостоятельно устанавливать цены, расценки и тарифы на реализуемые товары, работы и услуги. Запрещается какое-либо давление на деятельность частного предпринимателя, в том числе путем установления размеров торговых наценок либо предельных уровней рентабельности.
То есть в данном случае назвать действия продавца «обманом» будет затруднительно, т. к. между вами на момент покупки заключен договор розничной купли-продажи товара. В подобной ситуации в соответствии со ст. 8 Закона РК «О защите прав потребителей», договор розничной купли-продажи считается заключенным, когда между сторонами (т. е. между вами и продавцом) достигнуто соглашение о предмете договора, цене и другим условиям; договоры розничной купли-продажи заключаются в устной форме, независимо от стоимости товара.
12 мая 2010, 00:00