Атырау, 19 апреля 16:43
 ясноВ Атырау +23
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

День на мусоровозе

Фото
10 130 просмотров


Баян, но всё же… Возвращается муж с работы, а ребенок в закаканном подгузнике бегает, из всех ящиков всё вывалено на пол, игрушки разбросаны по всей квартире ровным слоем, кухня вся заляпана кашей, ужина нет, холодильник пустой, жена смотрит телевизор.

Муж:

– Это что такое?!

Жена:

– Дорогой, ты каждый день приходишь с работы и спрашиваешь: «И что ты весь день делала?». Вот сегодня я ничего не делала.

Есть работа, практически не замечаемая окружающими. Но если её не делают или делают плохо – это о-о-чень бросается в глаза. Говорю сейчас о cотрудниках ТОО «Спецавтобаза», занятых вывозом мусора из города. Чтобы увидеть их работу своими глазами, я попросила директора Спецавтобазы Самата ТУРНИЯЗОВА прикрепить меня на день к одной из бригад мусоровоза.  


Бригада состоит из трех человек – водителя и двух рабочих. Меня прикрепили к водителю Берику КАБДЕШЕВУ. Одному из рабочих пришлось уступить мне место в машине - остался Нурхат ТАНИБЕРГЕНОВ. Вместе с ними я отправилась в город опустошать мусорные площадки.  




Атырау поделен на 5 участков, их ежедневно обслуживают 22 машины. Общая протяженность маршрутов, по которым курсируют мусоровозы – более 2 тыс. км. Количество мусорных контейнеров  – 3 112 штук. Все мусоровозы оснащены GPS-навигаторами, за ними ведется наблюдение в режиме онлайн. 




На линию бригада выходит в 8.30. Но на работе появляется раньше. День начинается с визита водителя в отдел эксплуатации, где он получает задание на день. В диспетчерский отдел сдаются путевые листы за предыдущий день. Диспетчеры обрабатывают информацию – сколько километров намотал каждый мусоровоз в отдельности, сколько ГСМ было сожжено, сколько мусора завезли на полигон и прочее. Они также составляют сводку эксплуатации и выпускают транспорт на линию. 




Но сначала – обязательное посещение медпункта. Медик Клара КУСПАНОВА измеряет давление, оценивает общее состояние каждого. И диагнозы бывают серьёзными. Так благодаря ее профессионализму у одного из работников перед началом смены был выявлен аппендицит, у другого – гипертония. 



60-летний  Берик Кабдешев в «Спецавтобазе» уже ни много ни мало - 20 лет, и всё это время водителем. До этого 24 года трудился в Гурьевской геофизической экспедиции.

 На мой вопрос, нравится ли работа, ответил:

Работа как работа! Кто-то ведь должен её выполнять. Нам хороший график сделали – 15 дней работаем, 15 отдыхаем. Зарплата 95 тысяч.



Нурхату ТАНИБЕРГЕНОВУ двадцать три, он родом из небольшого села в Западно-Казахстанской области. Молод, но уже женат, двое детей. Имеет специальность водителя трактора, но в «Спецавтобазе» трудится в качестве рабочего.



Обязанности чётко распределены. Водитель следует по маршруту и управляет манипулятором мусоровоза. За сбор мусора отвечают рабочие. Поскольку один из них уступил мне место в кабине (извините, мужики!), Берик ага взялся помогать Нурхату. Работают быстро и отлажено – подъезжают к контейнерной площадке, надевают перчатки, выкатывают мусорный контейнер, цепляют его к подъемному механизму. 



Берик ага нажимает кнопку, и подъемник поднимает контейнер наверх, опрокидывая его содержимое в мусоросборный отсек.




Весь мусор прессуется. В этот момент слышно, как под давлением лопаются стеклянные бутылки, что-то хрустит и скрежещет. Таким образом в машину вмещается 3,5 куба отходов. 



Пока Берик ага управляет манипулятором, Нурхат чистит мусорную площадку вручную. Далеко не все выкидывают мусор в контейнер, некоторые оставляют его рядом. Всё это приходится убирать руками. «Я приспособил под это дело коробку. Быстро в нее мусор собираю, и сразу в машину закидываю», – делится Нурхат. 





Так мы колесим от площадки к площадке.

Работа меня устраивает. Это лучше, чем ничего не делать или искать работу месяцами или еще хуже – годами, сидеть на шее у родителей. Я в семье самый старший, нас пятеро у родителей. Жена в отпуске по уходу за ребенком. Так что выбирать работу и должности – это не для меня. Зарплата 88 тысяч, плюс сверурочные за работу в выходные и праздники… В общем, не жалуюсь.



– А если мебель какая-то на площадке, или скажем, холодильник?

– Сообщаем диспетчеру, мол, там-то крупногабаритный мусор. Сюда после нас приедет КамАЗ, – отвечает Берик ага.

– А бывает - что-то ценное люди выбрасывают? Вы можете забрать?

– Ну, иногда бывает… У всех думаю, есть знакомые, которые в чем-то нуждаются, можно им отдать.



– А были случаи, когда в мусоре, к примеру, находились деньги или, скажем, драгоценности?

– Я лично ничего такого не находил, но в 2003 году был такой случай. Я работаю на линии. Тут мне звонит руководство. Спрашивает – по такому адресу забрал мусор? Я говорю забрал. Оказалось, женщина случайно вместе с мусором выкинула шкатулку. Уж не знаю, что в ней было, деньги или драгоценности. Нашли потом при выгрузке на свалке. Ещё похожий случай был. В одном дворе опустошаем контейнеры. Тут парень подбегает, говорит, что случайно папка с документами там оказалась. А у нас уже весь мусор в машине. Тоже поехали на свалку, там после выгрузки нашли.

– То есть если что-то случайно выкинул, это можно будет потом найти?

– Сложно, конечно, но можно. Главное – успеть до того, как на полигоне по мусору проедет бульдозер. А то потом пиши пропало.



Сколько в день они объезжают мусорных площадок, мужчины затруднились ответить:

Много. Мы не считаем. Знаем, что в машину в среднем помещается содержимое 60 контейнеров. Заканчиваем работать на своем участке – едем помогать другим. Всё время в движении, у нас же навигатор стоит. Стоять где-то и спать – нет, не получится.

За день каждый мусоровоз делает три рейса на полигон. Перед выгрузкой экипаж отмечается у дежурного. Плюс машину взвешивают. Приехать наполовину пустым не в интересах бригады. Чем больше мусора завезено на свалку, тем лучше. В сутки на городскую свалку вывозится 240 тонн мусора. 




Возвращаясь уже домой, я спросила, в какое время года сложнее работается.

Трудно сказать. Осенью, зимой – грязь. Весной вот сейчас начнутся субботники, в частном секторе люди будут со дворов всякий хлам выносить. А там дальше – ремонты и заваленные стройотходами площадки. Вообще, летом, наверно, сложнее всего. Отходов у людей больше, и жарко. Машины не оборудованы кондиционерами. К тому же в эту пору запах острее...



Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото автора

8 марта 2017, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz