Атырау, 19 мая 17:50
 облачноВ Атырау +16
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

Вся надежда на два УАЗа

7 706 просмотров


Жители сёл Кызылжар и Актан Индерского района сетуют на проблемы с водоснабжением и плохие автодороги. А по мнению акима сельского округа Жарсуат Индерского района Насипкали АЗГАЛИЕВА эти сёла вообще бесперспективны. Однако главный архитектор района Бауыржан ИМАНГАЗИЕВ считает иначе. Мы посетили оба села.


КЫЗЫЛЖАР

По словам местных жителей, 80 лет назад Кызылжар (село также называют Четвёртым аулом. – Л. К.) процветал, будучи центром колхоза «Бірлік күш». Позже, во времена укрупнения колхозов и совхозов, управление колхозом перевели в село Жарсуат, а Кызылжар остался небольшим населённым пунктом. С тех пор на проблемы небольшого аула из 19 домов никто не обращал внимания. Жители аула держат небольшое количество скота. Работы в селе нет, кроме как в медпункте. Там работают один фельдшер и три оператора отопления. Поэтому безработица – главная проблема. На учёте числятся 92 человека. Многие работают в селе Жарсуат, посёлке Индерборский и в городе.

– Если в одном доме живут два пенсионера, считается, что они живут неплохо. Мы с мужем без работы вот уже 20 лет. У нас есть десять овец и четыре коровы, не считая телят. Другого источника дохода нет. Живём на деньги от продажи скота. Двое детей учатся в Атырау. Когда акимом области был Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ, я написала ему письмо, и нам помогли оплатить учёбу сына за три года. Спасибо за это, но с каждым днём всё труднее жить, – говорит Бактылы КУЛЕТОВА.

Бактылы КУЛЕТОВА.


В селе нет даже магазина, поэтому чтобы купить всё необходимое, нужно ехать в село Жарсуат в 9 километрах или в посёлок Индерборский – в 36 км. Воду кызылжарцам привозят из Жарсуата. Стоимость одного водовоза – 1 500 тенге. Дорога от села до трассы Атырау – Индер не заасфальтирована, поэтому в слякоть легковой машине тут не проехать. Одна надежда на два старых УАЗа.

– Мы хотим нормальных дорог, пусть нам её хотя бы гравием засыплют. Мы хотим пить чистую воду. Мы постоянно говорим об этих проблемах местному акиму, но безрезультатно. Невестка с внуками уезжают в понедельник в Жарсуат и возвращаются только в конце недели, потому что здесь нет ни работы, ни школы. Если бы был общественный транспорт, было бы хорошо, – говорит аксакал Женис САТЫШЕВ.

Женис САТЫШЕВ
В селе 20 школьников, которые учатся в Жарсуате. Общественного транспорта нет, за каждого ребёнка родители платят 500 тенге за подвозку. Это не по карману многодетным семьям (у некоторых в школе учатся по нескольку детей), поэтому многим приходится арендовать жильё в Жарсуате.

– Мы обрадовались, когда нам сообщили, что выделят УАЗ для подвозки школьников. Но машины пока нет, – говорят кызылжарцы.


АКТАН

Расстояние между сёлами Кызылжар и Актан – меньше километра. Население – 37 человек, 10 семей. Здесь такая же безработица и актуальные проблемы с водой и дорогой.

– У нас вся надежда на два УАЗа из Кызылжара. В грязь и слякоть нас только они и спасают. Если бы не было этих машин, то нам пришлось бы туго. Хотим переехать туда, где есть вода и дороги, но цены на жильё высокие. Приходится терпеть. Здесь жители надеются только на скот, – говорит Сайран ЖАНАЛИСОВ.

Фельдшер медпункта в Кызылжаре Айсана УТЕНОВА – единственный медработник на 126 жителей Кызылжара, Актана и зимовки Молымбет.

Айсана УТЕНОВА

ПОЧЕМУ СОСТАВЛЯЕТСЯ ГЕНПЛАН, ЕСЛИ НЕТ ПЕРСПЕКТИВЫ?

В акимате сельского округа Жарсуат мы встретились с акимом округа Насипкали Азгалиевым:

– У сёл Кызылжар и Актан нет будущего. Люди там выживают только благодаря скоту. Большая часть сельчан – люди в возрасте. Они не уезжают из насиженных мест. А молодые остаются в сёлах, так как у них нет другого выхода. У многих из них есть дома в Жарсуате. Проблема подвозки школьников была поднята в прошлом году. Если средства выделят, то нам дадут машину. Мы своё предложение  передали. А воду доставляют водовозы из ВОС в Жарсуате. Цены они согласовали сами. На составление ПСД дорог деньги не выделены. Надеемся, что очередь подойдёт после того, как закончится асфальтирование крупных сел.

Насипкали АЗГАЛИЕВ

– Если у сёл нет перспективы, то зачем в минувшем году составили генплан Кызылжара?

– Кызылжар даже не населённый пункт. Это жители, которые остались на прежних местах. Например, некоторые дома в Актане пустуют или их продали задёшево. А генплан Кызылжара составляется, потому что он составляется для всех населённых пунктов.

Информацию акима дополнил начальник отдела архитектуры, строительства и градостроительства Индерского района Бауыржан Имангазиев:

– Населённый пункт Кызылжар рассмотрен в качестве аула с перспективой, и в целях дальнейшего его развития через областное управление архитектуры и градостроительства в минувшем году составлен упрощённый генплан. Для Актана он не составлен. В Кызылжаре последние десять лет переселение остановлено, жители живут постоянно. В населённом пункте есть газ, электричество и телефонная связь. Генплан Кызылжара составлен для поднятия социального уровня населения и развития. Нужны земельные участки для строительства домов и для работы в предпринимательском направлении. А без генплана выдача земельных участков невозможна. После сбора документации будет направлено предложение на составление ПСД для проведения питьевой воды. Надеемся и верим, что в будущем все проблемы найдут свои решения.

Ляззат КАРАЖАНОВА

1 февраля 2017, 17:41

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz