Скованные льдом большие и маленькие суда ждут весны у берегов Урала. Технология зимовки остается неизменной уже несколько веков – их просто оставляют во льду. Но есть и нюансы.
В давние времена профили деревянных кораблей делали в форме, напоминающей яйцо. И неспроста – замерзающая вода постепенно выталкивала судно на поверхность, оно ложилось на бок и в таком положении ждало весны. Металлический корпус современных кораблей способен выдержать большое давление речного льда, поэтому их оставляют на зиму прямо в воде.
Готовя этот материал, я встретила на берегу Урала в районе Балыкши сотрудников РГКП «Атырауское предприятие водных путей», суда которого зимуют недалеко от моста.
– До ледостава производится подготовка – полностью сливается топливо, судно разгружают от ветоши и вещей, чтобы максимально облегчить его вес, – поведали они.
Рядом с пришвартованными кораблями делается пожарная майна – из неё будут брать воду в случае пожара на борту. Также отслеживается толщина льда: если она превышает 20 см, то делается еще одна майна, чтобы уменьшить давление льда на корпус.
Зима это ещё и время ремонта кораблей. На противоположном балыкшинском берегу размещается ремонтная база.
На балыкшинскому берегу недалеко от места, где когда-то располагался парк рыбаков, пришвартованы еще два судна. Одно из них, «Варяг», принадлежащее частной фирме из Западно-Казахстанской области, наполовину ушло под лед. Вокруг черные пятна солярки, ощущается стойкий запах нефтепродуктов.
– По данному факту природоохранной прокуратурой вынесен акт реагирования. Департамент экологии и инспекция транспортного контроля по Атырауской области взяли пробы воды. Устанавливается размер ущерба, нанесенного окружающей среде, – сообщил «АЖ» специализированный природоохранный прокурор Атырауской области Владимир МАЛАХОВ.
Он также сообщил, что с учетом «Варяга» на территории Атырауской области находится 7 затонувших судов. В прошлом году со дна Урало-Каспийского канала было поднято приёмно-транспортное судно «Саринский рыбак», принадлежавшее Азербайджану. Ещё в ноябре 2001 года «Саринский рыбак», груженный рыбной продукцией «Атырау Балыка», застрял во льду из-за резкого понижения температуры и в результате затонул, создавая препятствие для нереста рыбы. В 2012 году судно было признано бесхозным.
– Работа по извлечению затонувших судов продолжается, – говорит В. Малахов. – До ледостава в районе села Жумыскер производились работы по извлечению из воды икорного плавучего завода №6 и станции очистки подсланцевых вод «Краб».
Но, вернемся к зимующим кораблям. Два вышеупомянутых пришвартованных к балыкшинскому берегу судна металлическими тросами привязаны к большим многолетним деревьям.
Использование в этих целях живых деревьев выглядит варварством.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото автора