Комитет по защите прав потребителей министерства национальной экономики РК провел социологическое исследование.
По результатам опроса, проведенного во всех областях и в городах Алматы и Астана, в среднем по Казахстану основными сферами, где нарушаются права потребителей, были названы розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и общественный транспорт. Что касается торговли, в частности, 34% опрошенных жаловались на несоответствие данных, указанных на ценниках и в чеках; 29% – на навязывание дополнительного товара; 25% – на грубость персонала; 17% – на отказ в замене товара; 11% – на предоставление недостоверной информации о товаре; 9% – на воспрепятствование входу в магазин с детской коляской; 8% – на досмотр сумок; 6% – на запрет фотосъемки в магазинах.
Потребители признавались, что сами лишь иногда проверяют срок годности товаров перед покупкой, редко интересуются наличием в них потенциально вредных добавок, а информацию по защите прав потребителей, размещаемую в местах продаж, игнорируют. Подавляющее большинство опрошенных, когда их потребительские права были нарушены, свои права не отстаивало и никуда не обращалось. «Намерение отстаивать свои права в суде зависит от стоимости товара – если она достаточно велика, то большинство опрошенных готовы идти в суд, в противном случае они не будут этим заниматься», говорится в пресс-релизе Комитета.
Между тем в департаменте Комитета по Атырауской области отказались предоставлять результаты соцопроса по нашему региону.
Подготовил Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ