Атырау, 6 мая 09:31
 ясноВ Атырау +20
$ 441.66
€ 475.14
₽ 4.86

​Как маленького Артура долго искали и наконец нашли

7 607 просмотров

Image 0

Почти год потратили Айгуль и Андрей, чтобы собрать 85 справок и усыновить, наконец, своего малыша. Все препоны возникли из-за того, что Андрей - гражданин России, хотя и имеет в Казахстане вид на жительство.

Хорошо еще, что есть Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами – членами СНГ. А сколько преград придется преодолеть, если один из супругов является гражданином дальнего зарубежья – даже страшно представить.

КЛАДОВЫЕ ДЕТСКОЙ ПАМЯТИ

Айгуль и Андрей (все имена изменены) усыновили ребёнка месяц назад, теперь у него новые фамилия и отчество.

Вот искали тебя так долго-долго и, наконец, нашли, да? – спрашивает мама доверчиво прижавшегося к ней Артура. Так они объяснили мальчику, почему появились в его жизни только сейчас, когда он уже пошел в школу. Он согласно кивает головой. Они и вправду похожи – смуглые, с черными волосами. Пока этой информации для малыша достаточно. Всю правду они расскажут позже – если он, конечно, этого захочет.

…По мнению директора семейного детского дома «Шанырак» Гульсары БОТАТАЕВОЙ, просто так ребенок не станет копаться в прошлом, обычно к этому его подталкивают психологические причины, разлад в семье. Он хочет объяснить себе, почему в его нынешней жизни что-то идет не так. Когда возникает дискомфортная ситуация, ребенок начинает искать выходы и подбирает тот вариант, которым можно «одолеть» родителей. А если человеку комфортно, то ему это ни к чему.

Мне кажется, скрывать правду от ребенка, которого усыновляют в 6-7 лет, неправильно. И потом, я не раз была свидетелем на различных комиссиях, что дети в переходном возрасте узнают какими-то путями историю своего появления в семье и возникают проблемы. Вплоть до того, что ребенка приходилось возвращать в детский дом, – говорит Г. Ботатаева. – Поэтому думаю, потенциальным усыновителям не нужно заморачиваться тем, чтобы ребенок не узнал или не вспомнил свое прошлое. К тому же будущие родители посещают малышей, и старшие в детдоме прекрасно понимают, что происходит. Потом, может даже через много лет, ребята могут встретиться где-то в городе, попасть одну школу, спортивную секцию, не говоря уже о том, что сегодня все прекрасно знают друг друга благодаря социальным сетям.

Нередко в памяти ребенка остаются воспоминания о его настоящей семье. Неприятные моменты постепенно стираются, и в его душе воцаряется идеализированный образ, который он не согласен менять на приемную семью. Так случилось и с одним мальчиком. В 8 лет его взяли под опеку, но через год отказались от него. Как объяснили опекуны – из-за поведения мальчика и его привычки постоянно рассказывать о своих настоящих родителях. К примеру, во время поездки на автобусе он показывал опекунам, где он раньше жил с родителями. Или во время визита родственников с грудными детьми говорил о том, что у его мамы тоже была лялечка. Сразу вернуться в семейный дом мальчик не смог – из-за реакции Манту ему пришлось полтора года провести в санатории для контактных детей. Всё это привело к депрессии. После этого он наотрез отказывается встречаться с потенциальными усыновителями и опекунами.

СОВСЕМ ЗДОРОВЫХ ЗДЕСЬ НЕ БЫВАЕТ

Сейчас в «Шаныраке» живут 45 детей, еще 4 на подходе – они в Центре адаптации несовершеннолетних ожидают оформления документов. Каждый месяц сюда поступает по 5-6 обращений, в основном люди хотят усыновить ребенка – под опеку берут реже. Но потенциальные усыновители приходят с уже сложившимся образом ребенка в голове: все хотят детей не старше 5 лет, определенного пола, чтобы у него не было проблем со здоровьем. Но так не бывает. Проблемы со здоровьем в той или иной степени сегодня есть у многих детей, а в детдомах почти 90% состоят на учете у невропатолога. Неблагополучные беременности мам, осложненные роды, среда проживания до попадания в детдом – всё это сказывается на здоровье. И администрация дома обязана информировать будущих родителей обо всех перенесенных ребенком заболеваниях. Некоторых это отпугивает. К счастью, не всех. В прошлом году бездетная семья взяла под опеку девочку с легкой степенью ДЦП. Сейчас она уже адаптировалась в семье. Опекуны возят её на лечение в реабилитационный центр, к массажисту, к логопеду. Получают компенсационные выплаты по уходу за ребенком с инвалидностью. Правда, была у них обида, что горОО своевременно не поставил их в известность о праве на эти выплаты.

С начала года в доме усыновили двух детей – Артура и еще одного малыша. Они одновременно пришли сюда из ЦАН и с разницей в неделю ушли в приемные семьи.

МАМА ТОЖЕ СМУГЛАЯ!

Наш герой, маленький Артур, своих родителей совсем не помнит. Возможно, память просто щадит малыша, блокируя не самые лучшие воспоминания в его жизни. Его биологическая мать лишена родительских прав – впрочем, на комиссии она сама отказалась от него, так как мальчик раздражал её нового мужа. По мнению сотрудников детского дома, мальчик, как и другие её дети, был для женщины просто обузой. Согласно записям в медицинской карточке, она оставляла его без присмотра с 3-месячного возраста. Всё время до того момента, когда Артура нашли в каком-то подвале рядом с трупом и передали социальной службе, в его жизни периодически принимали участие посторонние люди. Нынешнее местонахождение биологической матери тоже неизвестно. Её даже разыскивали при помощи полиции – надо было соблюсти определенные процедуры во время процесса усыновления. Есть сведения, что она бросила ещё двоих своих детей, а сейчас родила ещё одного.

Гульсара Ботатаева рассказывает, как они готовили ребенка к усыновлению. После первой встречи расспрашивали о его впечатлениях. Поначалу он решил, что они на него не очень похожи, разве что мама – своей смуглостью. Но постепенно он привык к постоянным встречам и вскоре стал считать дни до того момента, когда снова пойдет к родителям в гости.

А Айгуль и Андрей рассказали, как пришли к решению усыновить ребенка. Познакомились супруги давно. Андрею, по его собственному признанию, сразу приглянулась веселая Айгуль, но он три года выжидал, прежде чем решился признаться в своих чувствах. Пригласил в ресторан, договорился с администрацией, музыкантами. Они создали романтическую обстановку в зале, зажгли свечи и подыграли ему, когда он спел для своей любимой песню Юрия Антонова «Для меня нет тебя прекрасней». Через несколько дней он сделал ей предложение. Она думала над ним два месяца и, наконец, согласилась. Работа Айгуль связана с детьми, у неё много племянников, но всё же женщине очень хотелось своего ребенка. Своими мыслями она поделилась с мужем, и он её поддержал. В «Шаныраке» многие дети живут вместе со своими сестрами и братьями, а старшие ребята, как правило, не стремятся в приемные семьи. Поэтому супругов познакомили только с двумя мальчиками и посоветовали подумать несколько дней. Но они сделали свой выбор в тот же вечер.

НОВЫЙ ГОД С СЕМЬЁЙ

И начались долгие месяцы ожидания и сбора нескончаемых справок. Ситуация осложнялась тем, что глава семейства имеет российское гражданство, поэтому часть бумаг необходимо было получить в РФ: о том, что не судим, не состоит на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, характеристики, документ о том, что российская службы опекунства согласна с решением атырауского суда об усыновлении. Андрей трижды ездил в родной город за три тысячи километров, чтобы привезти то один документ, то другой. А всё из-за оплошности специалистов городского отдела образования, которые не предоставили ему своевременно весь список необходимых бумаг. Еще нужны были справки из Астаны, из министерства образования и науки.

В итоге с начала года супруги собрали 85 различных справок. Пока они ждали оформления одного документа, уже заканчивался срок действия другого. За это время на их участке сменилось несколько инспекторов полиции, и от каждого необходимо было получить характеристику. А еще нужны были характеристики от соседей, друзей, с места работы. Плюс медицинские справки.

- Время, как нам в тот момент казалось, тянулось неимоверно долго, и когда нас в очередной раз огорошивали требованием привезти из России какой-то новый документ, жена так расстраивалась, что даже плакала. Но я её успокаивал - наше дело правое, а значит, мы победим – рассказывает Андрей.

И вот, наконец, 9 ноября забрали решение суда и 14-го оформили сыну свидетельство о рождении. Он перешел в новую школу, поближе к дому. Уже подружился со всеми ребятами в классе - со многими он познакомился ещё летом, когда приходил к родителям в гости. Артур хочет играть в футбол, но пока по совету специалистов развивает мускулатуру, занимаясь плаванием. По воскресеньям он помогает родителям по хозяйству, даже готовит с мамой их любимые манты. За месяц мальчик поправился на 4 килограмма.

Очень скоро Новый год. И наши герои впервые будут праздновать этот волшебный праздник в новом составе. Родители уже распланировали праздник для сына. Андрей обязательно купит живую елку, они будут наряжать её все вместе. Провожать старый год они будут большой компанией – с родителями Айгуль, её братьями, сестрами, племянниками. В полночь поедут на площадь полюбоваться на фейерверк - оказывается, Артур никогда не видел салюта.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

8 декабря 2016, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz