Уже во вторник, 8 ноября состоятся президентские выборы в США (наконец-то эта тема исчезнет из новостной ленты!). Попробую одним махом ответить на вопросы, которые слышал за последнее время по этому поводу.
Стоит ли следить за выборами?
Конечно, стоит. Можно много говорить о том, что сложившаяся в США за два с половиной века политическая система достаточно устойчива и ее выживаемость не зависит от личности президента. Кто бы там ни пришел к власти – хоть кухарка из многократно перевранной цитаты Ленина – базовые приоритеты государственной политики и внутри страны, и за рубежом, останутся неизменными.
И это правда. Стратегия в целом останется той же самой. Но тактика и нюансы политики изменятся. При том, что США – глобальная сверхдержава, эти тактические изменения окажут серьезное влияние на мировую политику и экономику.
Насущный вопрос: как американские выборы повлияют на Казахстан?
Никак. Парадоксально звучит, но о влиянии на РК можно говорить только в рамках общемировых тенденций.
Смена «тактики и нюансов» скажется на ключевых для США отношениях. С Китаем, Европой, АТР, Россией, Индией и т.д.
А Казахстан не входит ни в первый, ни во второй, ни, подозреваю, в третий список внешнеполитических приоритетов США. Отношения с РК носят крайне фрагментарный характер, т.е. строятся от случая к случаю, всплесками и «по нужде». Ну, когда нужно решить проблему ядерного наследия или обеспечить транзит для снабжения войск в Афганистане. А потом снова затишье.
Даже в сугубо бюрократическом плане царит легкий бардак: в Белом Доме отношения с Казахстаном курируются отделом по России и Евразии, а в Государственном департаменте – бюро по Южной и Центральной Азии.
Как устроены выборы?
Выборы как бы косвенные, но на самом деле прямые. Это дань федерализму страны – попытка учесть голос каждого гражданина в контексте отдельного штата.
В зависимости от количества населения каждого штата ему присвоено определенное количество «выборщиков». Эдаких условных единиц. То есть, если народу в штате живет много, то и выборщиков будет побольше. Больше всего выборщиков имеют густонаселенные Калифорния (55), Техас (34), Нью-Йорк (31) и Пенсильвания (21).
Для обычного гражданина выборы проходят достаточно стандартно. Встать с утра, одеться понаряднее, сходить на избирательный участок, проголосовать. Подарок, правда, не дадут. Не дошли еще ноу-хау от нашего ЦИКа до отсталых американских берегов.
Так вот, тот кандидат, за которого проголосует простое большинство жителей конкретного штата, получит сразу все голоса имеющихся у штата выборщиков. То есть, например, на выборы может явиться 30 процентов избирателей Мэриленда, при этом больше половины из них проголосуют за Дональда Трампа. Этого достаточно, чтобы все 10 голосов выборщиков от штата Мэриленд ушли к кандидату от республиканцев.
Всего выборщиков от всех пятидесяти штатов США – 538. Для победы на выборах кандидату необходимо набрать минимум 270 голосов, то есть больше половины.
Кто выиграет?
Сразу спойлер. Выиграет Хиллари Клинтон. А теперь детали.
Клинтон уверенно получит голоса от штатов, в которых большинство населения давно и устойчиво голосует за Демократическую партию. К ней точно уйдут, например, 55 голосов выборщиков от Калифорнии, 31 голос от Нью-Йорка и т.д.
Дональд Трамп, в свою очередь, может не переживать за традиционные форпосты Республиканской партии. В его копилку будут железно вложены 34 голоса от Техаса, 16 – от Джорджии и т.д.
Но эти штаты кандидаты завоевали бы в любом случае. Даже если бы вообще не проводили избирательные кампании и не появлялись в телевизоре. Идешь от демократов – заберешь Калифорнию. Идешь от республиканцев – Техас точно твой.
Рецепт успеха и путевка на переезд в Белый Дом – победа в так называемом «болоте». Это swing states, колеблющиеся штаты, в которых нет стабильно голосующего за ту или иную партию большинства населения. Тут вам и Огайо, и Пенсильвания, и Висконсин, и много других интересных штатов. Более сельские и менее образованные Пенсильвания и Висконсин пока очарованы популистской риторикой Трампа. Более городские и интеллигентные Колорадо и Вирджиния склоняются к Клинтон.
Но главное, как мне кажется, в том, что Клинтон раздражает нейтрального американского избирателя меньше, чем Трамп. Тот уже наговорил не то, что на электоральный провал, а, скорее, на пару статей уголовного кодекса. Так что, «колеблющиеся штаты» должны дать бывшей первой леди солидное преимущество.
Однако нам, как я уже говорил, в практическом плане без разницы, кто из них победит. Так что казахстанцам можно в спокойном и расслабленном режиме понаблюдать за прекрасным политическим шоу. Запасайтесь попкорном.
Источник: Личная страница Zhanbolat Ussenov в Facebook, 8 ноября 2016 г.
В Атырау 0