Атырау, 28 апреля 08:58
 ясноВ Атырау +25
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

Тяжёлый разговор о торговле

5 722 просмотра

Image 0

Актуальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться покупателям в сфере розничной торговли, обсуждались на встрече, организованной областным департаментом защиты прав потребителей.

ПОМОГУТ СОСТАВИТЬ ИСК

В работе круглого стола принимали участие представители прокуратуры, суда, департамента государственных доходов, филиала РОО «Национальная лига потребителей», а также различных торговых домов и фирм.

Как ни странно, за три года работы департамента по защите прав потребителей туда поступило лишь 145 письменных обращений: в 2014 году - 76, в 2015-м - 50, в первом квартале 2016-го – 19. Почти треть (44) приходится на розничную торговлю, 25 на сферу общественного питания, 57 на услуги ЖКХ, 11 – на сферу бытового обслуживания населения; были жалобы на качество услуг связи, на финансовые, транспортные, медицинские и образовательные услуги.

Куда больше жалоб поступило по телефонам «горячей линии» – 638 звонков. Большая часть – опять-таки по поводу различных нарушений в торговле. Самые распространенные – введение потребителя в заблуждение относительно качества товара, обман покупателей, несоблюдение санитарных правил.

Кроме того, департаментом было проведено анкетирование, в котором приняли участие 1 102 респондента в возрасте от 25 до 51 года. Результаты примерно те же. Чаще всего опрошенные и их близкие сталкиваются с тем, что им не предоставляют информацию о товаре, отказывают в обмене или возврате товара, предоставляют некачественный товар.

Обычно потребителям удается защитить свои права в досудебном порядке, но иногда доходит и до суда, а бывает и так, что люди не предпринимают никаких действий. Между тем для многих, вероятно, будет полезной информация, что при департаменте работает консультативный центр, где людям могут разъяснить их права, бесплатно помочь составить досудебную претензию и исковое заявление в суд.

НАРУШЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Тут есть ещё один важный момент. Обращаясь с жалобой, люди ждут не только исполнения их законных требований, но и привлечения виновных к ответственности. Между тем сегодня отсутствуют рычаги в виде административных мер, и у людей складывается впечатление, что нарушители остаются безнаказанными, считает начальник отдела департамента Кайрат НУРГАЛИЕВ.

В свою очередь начальник отдела департамента Мариям МЕНДИГАЛИЕВА отметила, что сотрудники департамента не всегда имеют возможность проверить торговые объекты. К примеру, если продавец не выдает чек, то отправить его товар на соответствие санитарным нормам специалисты не могут. В итоге детское питание они смогли проверить лишь у продавцов в Атырау и Жылыойском районе. Этот факт вызвал живой интерес собравшихся – ведь получается, что реализуемое в остальных районах детское питание может и не соответствовать нормам. Присутствовавшие недоумевали, на каких основаниях вообще работают продавцы, почему они не регистрируются в органах государственных доходов, не платят налоги и не выдают фискальные чеки.

Нужно решать этот вопрос глобально, совместно с департаментом государственных доходов, – уверен старший прокурор городской прокуратуры Ерлан ТОЛЕПБЕРГЕНОВ.

ШТРАФОВАТЬ – НЕ ДЕЛО ПРОДАВЦА

Свои претензии к потребителям есть и у продавцов.

При продаже мы выдаем гарантию на свой товар. И бывают случаи, когда покупатели сами виноваты в неисправности телефонных аппаратов, но не хотят это признавать. Специалисты нашего сервисного отдела выдают заключение, что телефон испортился из-за того, что в него попала вода, но потребитель не соглашается. Технической экспертизы у нас в городе нет. Как быть в таких случаях? – вопросил представитель компании РК-Tel Нурлан ХАЙРУЛЛИН.

Как оказалось, в таких случаях можно обращаться в Центр судебной экспертизы в Актобе. Если дело дошло до суда, компания может за свой счет провести эту экспертизу, а затем, в случае положительного заключения, потребителю придется оплатить эти расходы как судебные издержки.

Один из супермаркетов города грозит крупным штрафом за использование ещё не оплаченного товара. В других магазинах висят объявления о наказании за порчу товара (если вдруг ребёнок разобьет банку с соком, например). По единодушному мнению правозащитников, администрация торговых заведений просто не имеет полномочий штрафовать потребителей, это чистая самодеятельность.

По словам судьи областного суда Лауры ЛУКПАНОВОЙ, за первое полугодие в суды поступило 26 заявлений по категории «Защита прав потребителей». Иски касаются в основном замены товара ненадлежащего качества, в том числе автомобилей, телефонов и телевизоров.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

1 сентября 2016, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz