Атырау, 17 мая 14:55
 будет пасмурноВ Атырау +15
$ 441.58
€ 480.00
₽ 4.86

В Атырау премьеру сказали, что у КМГ есть "любимчики"

Фото
16 155 просмотров

Image 0

8 августа в ходе совещания в Атырау, посвященного проблемам отечественных нефтесервисных компаний, премьер-министр РК Карим МАСИМОВ дал поручения двум министрам и назначил датой отчета октябрь текущего года.

«СЕПАРАТНЫЙ» ФАРНБОРО НЕ ПРОШЁЛ

Вначале премьер-министр и члены его делегации в сопровождении генерального директора ТОО «АНПЗ» Кайрата УРАЗБАЕВА ознакомились с инфраструктурой завода. Затем состоялось расширенное совещание с участием членов правительства и представителей нефтедобывающих и подрядных компаний, работающих в Атырауской области.

Доклад о текущей ситуации и перспективах зачитал министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ. Он напомнил, что падение цен на углеводородные ресурсы и металлы привело к сокращению притока инвестиций во всех секторах национальной экономики, в том числе в нефтегазовом секторе.

Основная доля всего объема нефтесервиса (72%) приходится на трех основных недропользователей Тенгизшевройл, Карачаганак Петролеум Оперейтинг, Норд Каспиан Оперейтинг Компани, и присутствие там казахстанских компаний на сегодня не превышает 50% (на уровне прямого подряда). По итогам 2014 года общий объем нефтесервисных услуг составил 1,4 трлн тенге, по итогам 2015-го – 1,3 трлн. А если не учитывать замену труб на Кашагане, то спад объемов составил в среднем 20-30%, наибольшее снижение отмечается в бурении, геофизике и строительстве.

Однако, несмотря на кризис, инвесторы планируют реализовать ряд масштабных проектов. Так, начата реализация Проекта будущего расширения (ПБР) на Тенгизском месторождении, рассматривается вопрос расширения Карачаганака, ожидается запуск Кашагана. Общий бюджет этих проектов исчисляется десятками миллиардов долларов.

5 июля ТШО приняло окончательное решение о финансировании ПБР (37 млрд долларов). С целью продвижения казахстанского содержания на этом проекте создана Экспертная группа. Согласно подготовленному ею плану, прогнозный уровень казахстанского содержания достигнет 32% – это более 11 млрд долларов, которые планируется затратить на закуп у местных компаний. Кроме того, ПБР на своем пике обеспечит создание более 20 тысяч рабочих мест для граждан Казахстана.

Министр представил справочные данные по некоторым статьям расходов ПБР: строительные работы – 9,53 млрд долларов; проектирование и управление – 7,14 млрд долларов; бурение и закачивание скважин – 2,5 млрд долларов; маршрут транспортировки грузов – 1,92 млрд долларов; изготовление модулей – 5,06 млрд долларов; логистика – 3,6 млрд долларов; оборудование и материалы – 4,44 млрд долларов; пусконаладочные работы и эксплуатация – 0,76 млрд долларов.

По словам Бозумбаева, в рамках Проекта уже достигнут ряд результатов. Создано несколько совместных предприятий, в т.ч. по проектированию и управлению, металлоконструкциям и бурению скважин (KPJV, ДЭУ-Ерсай, АО «НК «КМГ» и Нейборс).

Казахстанские заводы получили пробные заказы на теплообменники, оптоволоконные кабеля, кабельные лотки, теплоизоляционные канаты, кабели низкого напряжения, распределительные щиты, производство и сборку металлоконструкций и др.

Однако надо сказать, что были и проблемы. Например, попытки подписания крупных строительных контрактов в рамках форума, проходившего вне Казахстана, в городе Фарнборо, Великобритания. Мы их пресекли, – сказал Бозумбаев.

Министр энергетики подчеркнул необходимость «дальнейшего усиления роли правительства РК в тендерной стратегии ТШО. У Казахстана должна быть возможность влиять на эту стратегию оператора».

КУДА ДЕВАТЬ ЛЮДЕЙ?

Пока вопрос казсодержания в крупных проектах, судя по докладу министра, поэтапно решается, всё острее становится проблема занятости высвобождаемой с нефтепроектов рабочей силы:

Риски по высвобождению рабочих мест сохраняются. По данным министерства здравоохранения и социального развития, в пяти нефтегазодобывающих областях страны по итогам 2015 года было высвобождено 1 474 человека, а 2 957 были отправлены в отпуск без содержания или переведены на режим неполного рабочего дня. С начала 2016 года аналогичные показатели составили 1 135 и 5 232 соответственно. Основная часть пришлась на Актюбинскую, Мангистаускую и Кызылординскую области. Не исключается, что снижение количества занятых в нефтесервисной индустрии людей продолжится.

В качестве превентивной меры Бозумбаев предложил создать межведомственную комиссию под председательством министра здравоохранения и социального развития РК с участием акиматов, уполномоченных министерств, операторов – «для перевода этих людей на крупные проекты, реализуемые на территории Казахстана, и снижения социальной напряженности в регионах».

А если более конкретно – в качестве решения министр видит перевод работников, высвободившихся с проектов в Мангистау, в Атыраускую область, «с учетом интересов Атырауской области, конечно», добавил он.

ПО АНАЛОГИИ С АБЕРДИНОМ

Кроме Бозумбаева выступили гендиректор ТШО Тэд ЭТЧИСОН, заместитель председателя Комитета по машиностроению и металлообработке НПП Павел БЕКЛЕМИШЕВ, аким Атырауской области Нурлан НОГАЕВ.

Интересные для нашего региона цифры и факты привел директор департамента по торговле и инвестициям при посольстве Великобритании в РК Кемпбел КИР:

Я уверен, все здесь знакомы с той концепцией, что нам придется работать в обстановке ожидания долгосрочного падения цен на нефть. Несмотря на ожидаемое падение объема глобальных инвестиций в сектор с более чем $600 млрд в 2013 году до менее $370 млрд в 2016-м (снижение более чем на 35%), имеются большие возможности в рамках цепи поставок нефтегазовой отрасли для обеспечения новых инвестиций и рабочих мест. Можно отметить следующее о текущей фазе низких цен на нефть: кумулятивный объем затрат на услуги, оборудование и материалы за период с 2016 по 2020 год ожидается на уровне $2 700 млрд. Ежегодные затраты около $540 млрд в год делают нефтегазовый сектор одной из пяти наиболее капиталоемких отраслей в мире.

Более $390 млрд (около 70% затрат) в течение следующих пяти лет будет направлено на поддержку и увеличение уровня добычи на существующих месторождениях. Казахстан имеет хорошие перспективы для инвестиций на таких месторождениях с ресурсами мирового класса, как Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Компании из цепи поставок, предлагающие услуги и материалы для увеличения срока действия месторождений, будут считать Казахстан очень важным рынком. В настоящий момент имеются большие возможности для расширения вовлеченности местных компаний, включая МСБ. Нефтегазовая отрасль во всем мире пользуется вкладом в инновации и изобретения со стороны МСБ. В Великобритании такие компании только в нефтегазовом секторе генерируют выручку более $8 млрд в год и обеспечивают рабочие места для 150 тысяч человек.

Как сообщил Кир, его департамент принял приглашение ТОО PSA создать Рабочую группу по созданию новых СП между казахстанскими и британскими предприятиями. Разработана трехлетняя программа, которая предусматривает привлечение МСБ Великобритании к сотрудничеству с компаниями РК, а также использование Казахстана как регионального хаба для поддержки и обслуживания и других нефтегазовых регионов Каспия, по аналогии с шотландским Абердином.

Image 1

«У КМГ СВОИ “ЛЮБИМЧИКИ"»

Гендиректор Союза сервисных компаний Нурлан ЖУМАГУЛОВ довольно жёстко прошёлся по НК «КазМунайГаз», проводящей, по его мнению, политику лояльности к определенным компаниям. Кроме того, он внес целый ряд серьёзных предложений.

На сегодняшний день рынок недропользования поделен на три категории: недропользователи с долей участия КМГ: по данной группе по итогам прошлого года наблюдается снижение закупок нефтесервисных услуг на 44%; вторая группа это три крупных оператора: ТШО, НКОК и КПО. По ним наблюдается увеличение, это связано с заменой труб на Кашагане и предварительными работами на ПБР. На долю этих трёх проектов по итогам 2015 г. приходится 72% нефтесервиса; и третью группу формируют все оставшиеся частные недропользователи. Здесь по итогам 2015 года наблюдается снижение объемов нефтесервиса на 50%.

В 2014-м году было пробурено 1 715 нефтегазовых скважин, в 2015-м – 949. А в нынешнем году запланировано всего 684. По сравнению с 2014-м – снижение на 60%. Наряду с сокращением объёмов нефтесервиса есть ряд вопросов, ограничивающих развитие отечественной нефтесервисной индустрии. Во-первых, несмотря на конкурентную среду в нетфесервисном секторе Казахстана, недропользователи, входящие в состав НК «КазМунайГаз», каждый год заключают договоры со своими дочерними и аффилированными компаниями (Группа компаний «Актаунефтесервис», КРУЗ, Жондеу, Бургылау и пр.), тем самым ограничивая возможности других казахстанских нефтесервисных компаний работать на подряде у КМГ.

Считаем, что нужно ускорить приватизацию непрофильных компаний по группе «НК «КазМунайГаз».

Жумагулов, обращаясь к премьер-министру, внес ряд конкретных предложений, которые были занесены в протокол. В частности речь шла об изменениях в правилах закупок сервисных услуг недропользователями, об усилении роли КМГ в обеспечении доступа казахстанских компаний к заказам ПБР. Также Жумагулов попросил правительство рассмотреть возможность перевода тендерной команды из Великобритании в Казахстан:

К сожалению, разыгрываемые тендеры ПБР по строительству огромны по бюджету, что ограничивает участие казахстанского бизнеса. В Казахстане очень мало компаний, способных участвовать в тендерах, исчисляемых сотнями миллионов долларов – из-за нехватки оборотных средств и невозможности обеспечения тендерных гарантий. В Казахстане некоторые иностранные компании на протяжении многих лет работают без привлечения местных партнеров, назначая мизерные расценки на субподрядные работы. Однако есть ряд иностранных компаний, готовых сотрудничать на равных условиях, делиться опытом и технологиями. Уже созданы три крупных консорциума между зарубежными и казахстанскими компаниями, представители которых присутствуют на сегодняшней встрече. Позвольте представить вам эти успешные примеры.

АСАР. Под руководством крупной подрядной организацией ГАТЕ 10 казахстанских компаний объединили усилия для выполнения сложных работ в ПБР. Каждая специализируется в определенной сфере. Раньше ГАТЕ самостоятельно выполняла работы, а сейчас создала равнозначное партнерство с местными компаниями из различных регионов страны. В АСАР 4 тысячи рабочих мест, с возможностью мобилизации до 20 тысяч. Свыше 95% составляют казахстанские кадры. При АСАР создается крупный тренинговый центр для переквалификации высвобождаемых сотрудников с целью выполнения работ на Тенгизе. Есть также Консорциум Ренессанс/АТК – компания «Ренессанс», имеющая успешный опыт участия в многомиллиардных нефтехимических проектах в России, Туркмении. Консорциум передает свой опыт казахстанской строительной компании АТК.

И САБИГ: крупнейшая строительная компания БиАй Групп объединила усилия по выполнению работ в нефтегазовой отрасли с греческой компанией «Архиродон».

Карим Кажимканович, в нефтесервисной отрасли работают почти 200 тысяч человек, при этом налоговые выплаты и занятость здесь в разы выше, чем в других секторах экономики. На встрече с министром энергетики в июне мы поднимали вопрос о создании специального департамента по нефтесервису в структуре министерства, просим поддержать нас в этом вопросе.

ГЛАВА КМГ: «МЫ ИМЕЕМ ВНУТРЕНЮЮ ФРОНДУ»

Image 2

Тезисы Жумагулова прокомментировал председатель правления АО «Национальная компания “КазМунайГаз"» Сауат МЫНБАЕВ, который признал, что КМГ практически содержит упомянутые предыдущим спикером дочерние компании себе в ущерб, и что ноша стала непосильной для нацкомпании.

– В чем-то и согласен, мы понимаем, что нельзя нефтесервисников лишать работы, они в свою очередь тоже дают кому-то работу. Но надо ходить по земле, а факты таковы: на сегодня мы субсидируем свои уже не только нефтесервисные компании, мы субсидируем некоторые добывающие свои компании. В частности, «УзеньМунайГаз». А что КМГ должен делать в этих условиях?! «УзеньМунайГаз» бурил в свое время свыше 200-210 скважин в год. Мы план утвердили на 2016 год 122 скважины. Нас бы надо бы ругать, если б мы сократили добычу – мы увеличили добычу на 100 тысяч тонн. Эту цель ставит перед нами «Самрук Казына», правительство. Мы все время говорим об эффективности. Но нам говорят – нет, будьте добры, увеличьте количество буровых работ. Но мы не сократили добычу! Мы сделали это за счет других, более эффективных видов работ. Хорошо, мы с «Бургылау» договорились, увеличили на 12, а потом на 34 скважины. Это максимум совсем, чтобы уже в ноль сработать. Эти скважины нам не нужны, но нам говорят - дайте еще 34 скважины. Зачем нам эти скважины? Мы будем продолжать субсидировать? А кто нас будет субсидировать?

Понятно, что мы изменили проекты добычи, согласовали новые проекты, провели масштабную работу по сокращению капитальных и операционных затрат. Но даже в такой ситуации мы готовы, понимая ответственность за социальную обстановку, какие-то варианты рассматривать, но у нас есть куча вопросов по НДПИ, НДС и нам кажется, эти вопросы должны как-то на всех в равной мере ложиться, на бюджет в том числе.

Молодой человек говорит (имеет в виду Жумагулова): приватизируйте нефтесервисные компании в составе КМГ, потому что они получают объёмы вне конкуренции. Вы правы, что я могу сказать. Но попробуйте поставить вопрос о приватизации нефтесервисных компаний. Мы это ставили его еще 2 года назад, и я месяцами занимался не производственными делами, не содержательными вопросами, а стоял перед трудовыми коллективами. Я признаю, что тарифы дочерних нефтесервисных компаний КазМунайГаза выше, чем на рынке, мы, по сути, свои сервисные компании субсидируем – кроме завышенных тарифов еще сверху платим субсидии. Все это делается ради социальной стабильности, спокойствия.

Мынбаев, не входя в детали, сослался на некие силы, которые противостоят казалось бы здравым экономическим решениям:

– Приношу перед другими (нефтесервисными компаниями) извинения, которых мы просто отодвигаем и всё. Даже шляпу перед ними снимаю – они значительно меньшие тарифы предлагают, готовы работать на аутсорсинге, но мы имеем внутреннюю фронду, которая говорит против аутсорсинга. Это реалии, и в этих реалиях надо ходить как-то по земле, искать всем компромиссы. Счастье, что ПБР запускается, и частным нефтесервисным компаниям легче перепрофилировать людей, объяснить, двигать в этом направлении. Мы должны радоваться всем инвесторам, которые дают работу нашим людям в нефтесервисе. Но на Казмунайгаз – при том, что содержательно с тезисами с этой трибуны согласен – валить всё нельзя.

Премьер-министр в заключительной речи поручил министру здравоохранения и социального развития Тамаре ДУЙСЕНОВОЙ создать рабочую группу по трудоустройству высвобождаемых работников нефтесервисной сферы, а министру энергетики К. Бозумбаеву – создать рабочую группу по вовлечению казахстанских нефтесервисных компаний в крупные нефтегазовые проекты.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото Марата ТАКУЛИНА

10 августа 2016, 09:13

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz