Профессия сапожника – одна из древнейших, её корни уходят в эпоху верхнего палеолита. Так утверждают историки ремёсел.
Издревле мастерство, которым овладевали лишь избранные, передавалось из поколения в поколение. Отголоски наследия чеботарей донеслись и до наших времен, однако отношение к нему уже не столь бережное. Шило и напильники вытеснило современное поточное оборудование, а тех, кто шьет обувь вручную, и вовсе остались единицы. Преданных своему делу людей мы недавно отыскали в Атырау, в единственной в городе обувной артели.
…Амантай ага пригласил пройти вовнутрь мастерской. Первое ощущение при виде полок с красиво расставленной обувью – это магазин с откуда-то привезённым товаром. Даже приглядевшись к женским туфелькам, сапожкам в национальном стиле и зимним ботинкам, не скажешь, что это мэйд ин Атырау, хотя на самом деле так оно и есть. Проходим дальше в просторную комнату, в которой витает аромат натуральной кожи, гуталина и ещё каких-то материалов, с которыми моё обоняние не знакомо. В помещении, забитом сотнями пар всевозможных «шуз», трудились двое мужчин. Они никак не отреагировали на мои суетливые поиски удачной позиции для съемки и спокойно продолжали заниматься своим делом.
Много лет назад они, как и главный здесь Амантай ИМАНГАЛИЕВ, работали на Гурьевской обувной фабрике, прошли путь от подмастерьев до начальников цехов. Поведали: на работу ходили с удовольствием и пусть шили однообразную по современным стандартам обувь, но выполняли свои обязанности добросовестно. После развала Союза предприятие прекратило свое существование, более 200 человек остались не у дел. После нескольких лет скитаний по различным компаниям Амантай ага решил вернуться к любимому делу. Арендовал небольшое помещение, пригласил своих давних коллег, и работа вновь стала приносить удовольствие. А. Имангалиев рассказал, что сначала они занимались лишь реставрацией старой обуви, затем плавно перешли к пошиву – к тому моменту уже была построена собственная мастерская. Изготавливали обувь не просто красивую, но исоответствующую капризной атырауской погоде. Только натуральная кожа и текстиль, прочная подошва. Число постоянных клиентов росло, к тому же стали поступать заказы от государственных структур, танцевальных коллективов, Домов культуры и театров. Однажды к ним на огонек заглянула супружеская пара, объяснили, что собираются на Всемирный курултай тюрков в Венгрию, нужно стачать сапоги в национальном стиле. И были в восторге, когда увидели конечный результат.
Казалось бы, грех жаловаться на жизнь, однако проблем как выяснилось, тоже достаточно. Главная – полное отсутствие интереса со стороны государства. Оно и понятно, делится Амантай ага, кожевенных предприятий в Казахстане уже давно нет, сопутствующие материалы и подавно никто не выпускает, приходится закупаться в России. Возрождать производство с нуля никто не хочет. Идея создания отдельного бренда – неосуществима: кредитов с низкими процентными ставками в стране практически нет, а своими средствами такое не потянуть.
– Но мы не унываем, строим планы, – говорит Амантай ага. – К примеру, собираемся открыть линию спортивной обуви, сейчас разрабатываем дизайн. Также планируем начать обучать нашему ремеслу людей с ограниченными возможностями. Мы не молодеем, наш опыт – словно кусок древнего пергамента, его нужно сохранить и передать в нужные руки.
И надо отдать должное этим людям, которые, несмотря на сложности, идут к своей цели, пытаются конкурировать с китайским ширпотребом и заморскими черевичками от кутюр. Держат марку и не наглеют в ценах.
– Я бы мог, например, открыть ресторан и зарабатывать неплохие деньги, но делаю то, к чему лежит душа, – сказал на прощание Амантай ага, заодно посоветовав принести из дому всю старую обувь на починку. К сожалению, таковой у меня нет.
Марат ТАКУЛИН
Фото автора