Атырау, 18 мая 19:58
 облачноВ Атырау +12
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

Директор НКОК Бруно Жарден: «В аварии на трубопроводе виноватых нет»

Фото
12 446 просмотров

Image 1

На общественных слушаниях НКОК Н.В., посвященных оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) Проекта опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган, управляющий директор компании Бруно ЖАРДЕН заявил, что в аварии трубопровода на Кашагане «виноватых нет».

СТРАШНО УЗОК ИХ КРУГ

Материалы ОВОС разработаны к Проекту «Корректировка очередей 1,2,3 с выделением пусковых комплексов. Дополнение». ОВОС содержит расчёты эмиссий в атмосферный воздух технологических установок УКПНиГ «Болашак», с учётом объёмов технологически неизбежного сжигания газа, основанных на уточнённых прогнозах технологов. Расчёт водопотребления и водоотведения откорректирован согласно графику без изменения ранее согласованных проектных объёмов, при этом учтены реализованные проектные решения в части повышения эффективности водохозяйственной деятельности. Сам проект ОВОС доступен по ссылкам на сайте Жайык-Каспийского Орхусского центра. Заказчик работ - Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В., исполнитель – ТОО «Казэкопроект».

Любые слушания «делают» его участники: как правило, именно слушатели из числа общественности способны превратить эту процедуру в диалоговую площадку, а не в отчет для галочки. Это активные граждане, часто представители экологических НПО. Увы, страшно узок их круг и это одни и те же имена, уже хорошо известные в регионе. Эти слушания так же традиционно не обошел своим вниманием, несмотря на преклонный возраст, академик Муфтах ДИАРОВ – страшный сон компаний с иностранным участием. Именно в ответ на вопросы Диарова Жарден заявил: в том, что начало коммерческой добычи кашаганской нефти пришлось отложить на несколько лет, на его взгляд, виноватых нет.

Image 0

– Я повторю свой первый вопрос: по поводу аварии трубопровода – по какой причине она произошла, кто виноват, кто понес наказание? Если авария - не вина Казахстана, то кто будет компенсировать Казахстану упущенную прибыль? – спросил Диаров.

Бруно Жарден:

– По трубопроводу у нас было отдельное выступление в 2014 году. Общая причина – сульфидное растрескивание под напряжением. Причина – появление участков с повышенной твердостью, которое не могло быть проконтролировано на стадии изготовления трубопроводов и сварки. Международные стандарты, которые существовали на тот момент, не учитывали возможности маловероятныхсобытий. У этого проекта, как вы знаете, сложные задачи и много сложностей с ним связано, но эти условия не являются необычными, т.е. есть много месторождений и компаний, которые тоже работают в условиях, где присутствует сероводород. Разработаны нормативы и стандарты, определяющие тип материала, который должен быть использован при эксплуатации и при проведении работв таких местах. Стандарты, которые использовались при изготовлении труб и при прокладке трубопроводов - это отраслевые стандарты, действовавшие на тот момент. К сожалению, образовался очень мелкий дефект, который невозможно было выявить на основе тех процедур и стандартов, он и привёл к аварии. Это выяснилось после всестороннего расследования её причин. Консорциум принял решение изучить возможность строительства трубопровода, на котором в будущем будут исключены подобные инциденты. Мы потратили очень много времени и проложили новый трубопровод, который абсолютно устойчив к коррозии, во время его установки использовались максимально доступные на данный момент механизмы контроля качества. Что касается стоимости замены трубопровода – эти работы были оплачены участниками консорциума, Республике Казахстан это ничего не стоило. Хочу заверить вас - мы сделали всё возможное, чтобы исключить повторение аналогичного инцидента на трубопроводе и на любом из наших производственных объектов. Консорциум понес огромные затраты. Республика Казахстан не понесла никаких потерь. А виноватых в аварии нет - потому что люди, компания, персонал проводили работу в соответствии со стандартами и требованиями, которые действовали на тот момент, - заключил Жарден

КАК ЭВАКУИРОВАТЬ РЕДКИХ ПТИЦ?

Диаров заметил, что в презентации ОВОС не нашел информации о воздействии на подземные воды, водную растительность, на внутренние органы тюленей, птиц, рыб…

Представители НКОК ответили:

– Исследования влияния вредных веществ на внутренние органы мы не проводим, т.к. для этого надо тюленей ловить, умерщвлять, чего мы не делаем. Мы проводим исследования путей миграции тюленей, разрабатываем меры по снижению воздействия, проводили их авиаучет. Токсикологическому анализу подвергаются рыбы, выловленные на лицензионной территории нашей компании. Это бычковые виды рыб, которые ведут малоподвижный образ жизни. Данные по содержанию вредных веществ во внутренних органах и тканях бычковых рыб у нас есть, и мы готовы вам переслать.

Эколог Махамбет ХАКИМОВ:

– На мелководье моря, на земляных отвалах, в старых траншеях для трубопровода гнездятся морские птицы. Ныне при прокладке нового трубопровода разрушаются целые колонии редких птиц, например гнезда с птенцами черноголовой чайки, занесенной в Красную книгу РК. За такое преступное их уничтожение предусмотрено наказание по законодательству РК. Что собирается делать компания в такой ситуации?

Представители НКОК признали, что в настоящее время идет период гнездования птиц, и на отвалах, которые были сделаны при выемке грунта для установки трубопровода, птица действительно гнездится. Для решения этих вопросов создана специальная команда, в которую входят как специалисты компании, так и казахстанские орнитологи.

– Ведётся работа по определению видового и количественного состава птиц. Когда мы определимся, сколько их, каких видов, то определимся с методамиих переселения. В настоящее время отсыпка грунта остановлена, и компания не будет проводить никаких операций до решения этого вопроса, – сказали представители НКОК.

Руководитель ОО «БатысЭкоКоры» Кали АУБЕКЕРОВ обвинил компанию в нарушении законодательства Казахстана - он утверждает, что производящие для НКОК экологический мониторинг подрядчики не имели аккредитацию на момент участия в тендерах. И заявил о намерении судиться с компанией по этим фактам.

Image 2

Ответил директор по охране здоровья, труда, окружающей среды и безопасности филиала «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.» Игорь ЛУКАШОВ:

– Г-н Жарден поручил этот вопрос расследовать нам после вашего письма. Вопрос не такой простой, есть разные виды аккредитации для разных видов работы. Компании «Казэкопроект» и «Гидромет» являются нашими генеральными подрядчиками и имеют право субподряда лабораторий для проведения анализов, и эти лаборатории обладают всеми необходимыми аккредитациями. Перед началом любого вида мониторинговой работы наши специалисты проводят аудит тех компаний, которые мы привлекаем. Аудит проводим полностью – специалистов, готовности к проводимым видам работ, оборудования, наличия всех необходимых аккредитаций. Только после письменного подтверждения и одобрения лабораторий генеральный подрядчик имеет право на привлечение субподрядчика.

ПРЕССУ ПОБОКУ

Image 3

Директор ОО "Глобус" Галина ЧЕРНОВА:

– Качество проведения общественных слушаний нас не устраивает. Вас спрашивают о валовых выбросах от предстоящих операций, а вы озвучиваете данные 2014 и 2015 годов. Во время предОВОС вы сказали, что по расчетным данным и математическим моделям вы будете выбрасывать 126 000 тонн в год. Сегодня ТШО выбрасывает 85 000 тонн, хотя взяли разрешение от министерства только на 55 000. А мы возмущаемся, что задыхаемся. Колоссально растет количество сердечнососудистых заболеваний, заболеваний дыхательной системы. Что вы предпринимаете, чтобы уменьшить выбросы и риски? Насчет математической модели: надоучитывать мелочи, это показал лопнувший трубопровод. Лопнула не морская часть из-за коррозии, а лопнула сухопутная часть. Почему? Как?! Относительно выбросов: я и на предОВОС не получила конкретных ответов по выбросам, не дали эти данные, не предоставили данные по сере. Также не получила ответ по вопросу рентабельности проекта. По реконструкции трубопровода – не верю, что никто не понес наказания за аварию. По СРП – все риски и угрозы лежат на казахстанской стороне. Получается, удорожание проекта и авария ложатся на казахстанскую сторону.

Комментарий от НКОК:

– ОВОС рассчитан на проектную мощность, и максимальные выбросы не превысят по наземному комплексу 148 000 т в год. По морскому комплексу - 85 000 в год. Это меньше, чем было в предОВОСе. Результаты моделирования согласно утвержденной методике показали, что при этом концентрация загрязняющих веществ будет в пределах нормы. По сере максимальная производительность 3 800 тонн в сутки, и мы ограничены в любом случае объемом нашего склада – это 4 млн. тонн. Но предполагается, что в первый год будет образовываться не больше 1 млн. тонн.

К слову, благодаря Черновой журналисты на общественных слушаниях узнали, что НКОК Н.В. возила членов НПО на свой завод и демонстрировала ход реконструкции лопнувшего трубопровода. Ни один из представителей обширного отдела по связям с общественностью НКОК Н.В., к которым я обратилась за комментариями позже, не дал внятного ответа на вопрос, почему компания игнорирует общественность и жителей области, не привлекая к таким турам журналистов, готовых рассказать о ходе реконструкции.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

16 июня 2016, 11:46

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz