Атырау, 4 мая 21:57
 ясноВ Атырау +7
$ 444.14
€ 477.05
₽ 4.85

Нефтесервис против Кодекса о недрах

Фото
9 523 просмотра

Илья ЛОБАШЕВСКИЙ (в центре).

4 мая в Атырау Союз нефтесервисных компаний провел традиционную конференцию «Казнефтегазсервис-2016: Нефтегазовое строительство и инжиниринг».

АТМОСФЕРА УЖЕ НЕ ТА

Пятая по счету конференция для нефтесервисных компаний состоялась при поддержке министерства энергетики и ассоциации нефтегазового и энергетического комплекса «Казэнерджи».

Нынешняя экономическая ситуация внесла чувствительные изменения в атмосферу конференции. Если прежде её можно было охарактеризовать словами «уверенное благополучие», то в этом году Союз нефтесервисных компаний выпустил в числе пресс-релизов документ, в котором выражает серьезную озабоченность готовящимся новым Кодексом о недрах. Судя по тону письма, и так невеликая доля казахстанского содержания в совместных проектах может сойти на нет. Низкие цены на нефть вынудили практически все нефтекомпании пойти оптимизацию и сокращение затрат. В Казахстане по итогам 2015 года объемы нефтесервисных работ сократились в среднем на 25%, это при средней цене 51 доллар за баррель. А в первом квартале 2016-го цена на нефть не превышала 40 долларов.

В настоящее время государственными органами разрабатывается проект Кодекса «О недрах и недропользовании», который в скором времени заменит действующий Закон РК «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года. В проекте Кодекса о недрах исключены меры поддержки казахстанского бизнеса, не противоречащие требованиям ВТО и ЕАЭС, – сказал генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан ЖУМАГУЛОВ. Речь идёт об отсутствии контроля над выполнением недропользователями условий контрактов, включая обязательства по местному содержанию в закупках товаров, работ и услуг и местному содержанию в кадрах, а также в области обучения; отсутствии минимальных обязательств (50%) по местному содержанию в работах/услугах в контрактах и других, не менее важных, инструментах воздействия на иностранных недропользователей.

«ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ ТО, ЧТО ТАК ХОРОШО РАБОТАЛО?»

Ситуация для участников этого рынка кажется серьезной настолько, что они даже позволили себе в этой своего рода резолюции мрачные политические прогнозы: «в случае отказа от вышеперечисленных мер поддержки казахстанского бизнеса, прописанных в действующем Законе о недрах, существует большая вероятность снижения предпринимательской активности казахстанского бизнеса и обострения социальной напряженности в нефтедобывающих регионах».

В результате функционирования данной системы объем местного содержания в закупках ТРУ (товары, работы и услуги) недропользователей нефтегазового сектора с 2010 по 2015 год увеличился более чем в три раза, или на 1,6 триллиона тенге. За это время казахстанские производители ТРУ получили заказов на совокупную сумму более 5,8 трлн тенге. Кроме того, за пять лет недропользователями было обучено более 6 500 граждан РК на сумму более 4,7 млрд тенге, доля казахстанских сотрудников в штате увеличилась до 98%, в свою очередь численность иностранных сотрудников уменьшилась на 30%, – сказал Жумагулов. – Действующие сегодня нормы законодательства также содействовали повышению транспарентности закупочного процесса недропользователей. Если до введения системы местного содержания для отечественных производителей ТРУ было проблемно участвовать в закупочной деятельности недропользователей ввиду её непрозрачности, то при действующих нормах законодательства данная проблема минимизирована.

У ВАС РОВНО ДЕСЯТЬ МИНУТ

На конференции обсуждались крупнейшие проекты нефтедобывающей отрасли Казахстана. По данным, озвученным в секции «Нефтегазовое строительство», рынок нефтегазового строительства с учетом таких проектов, как «Тенгиз», «Кашаган», «Карачаганак», оценивается в 4 млрд долларов в год, рынок нефтегазового инжиниринга – в 1,2 млрд.

Инжиниринг является важным условием технического и технологического развития и отдельных отраслей, и экономики страны в целом. В Казахстане есть понимание важности развития инжиниринга. Год назад была поддержана норма об обязательной минимальной казахстанской доле в СП по проектированию. С другой стороны, формируется пул казахстанских компаний, создавших передовую производственную базу, передовое оборудование и программное обеспечение, кадровый состав.

Был представлен Проект будущего расширения месторождения Тенгиз, бюджет которого превышает 35 млрд долларов, и обсуждались возможности для казахстанского бизнеса в этом проекте, обсуждался также проект расширения Карачаганакского месторождения. В секциях «Планы закупок крупных нефтегазовых операторов» представители компаний «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум Оперэйтинг Б.В.» и «Норт Каспиан Оперэйтинг Компании» выступили с докладами о закупках, производимых для месторождений «Тенгиз», «Карачаганак» и «Кашаган». В секции «Основные требования к подрядчикам и субподрядчикам на проектах ТШО» действующие и потенциальные подрядчики получили экспертные комментарии и консультации по интересующим их вопросам.

Рабочий день конференции завершился серией двусторонних встреч в формате В2В или speed-dating: подрядчики получали свои 10 минут на то, чтобы убедить недропользователей работать с ними.

Резко о ТШО

Сессию вопросов из зала в ходе обсуждения сотрудничества Тенгизшевройла с казахстанскими подрядчиками заметно оживил заместитель генерального директора павлодарского трубного завода KSP-Steel Илья ЛОБАШЕВСКИЙ, обвинивший ТШО в формализме и бюрократии:

Я обращаюсь к представителям министерства энергетики, прошу приехать на завод и провести соответствующий аудит. На протяжении 4 лет мы пытаемся наладить с ТШО контакт, и что мы видим? Как бессовестно, не побоюсь этого слова, они себя ведут. Мы дважды пускали их на завод для аудита, поставляли на испытания продукцию, большой процент которой они назвали бракованной без внятного обоснования. Информация при этом полностью не соответствует истине. ТШО является членом стандарта IPI, при этом они не признают этот сертификат. Мы вынуждены выйти на международный IPI и доказать свое соответствие.

Манера ответов этой компании вызывает возмущение – за красивыми словами не так всё гладко, договоры, которые заключает ТШО, написаны по принципу «кто платит, тот заказывает музыку». Они практически лишают казахстанского производителя права обсуждать или вступать в какие-то дебаты с ними, нарушая как правовое поле РК, так и Конституцию. Вопрос – где наши юристы, куда смотрят? Наболело уже.

Мы готовы выпускать всю продукцию, её закупают в других странах, а Казахстан – отказывается. Судя по политике ТШО, получается, что казахстанское содержание заключается в рукавичках, дешевой рабочей силе, лопатах и гвоздях?

Зал поддержал его бурными аплодисментами. А замгендиректора ТОО «Тенгизшевройл» Ануарбек ДЖАКИЕВ назвал вопрос не требующим вынесения на рассмотрение министерства и предложил Лобашевскому решать его «в рабочем порядке, между двумя субъектами».

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото автора


6 мая 2016, 13:53

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz