Мухтар Шаханов встретился с атыраускими студентами

16 037 просмотров

Image 0

22 апреля в Атырауском институте нефти и газа прошла встреча поэта, общественного деятеля, главного редактора журнала «Жалын», председателя общественного движения «Мемлекеттік тіл» («Государственный язык») Мухтара ШАХАНОВА со студентами.

Собственно, это был творческий, поэтический вечер. Студенты читали стихи поэта, пели песни, написанные на его слова. А известный в Атырау исполнитель Асет Алиев исполнил песню «Махаббат елі» («Страна любви»), слова и музыку которой написал поэт. Интересно, что история создания этой песни связана с Атырау. Об этом поэт рассказал еще осенью 2014 года во время своего приезда в наш город:

На одном из творческих вечеров я прочитал свое стихотворение о любви, и когда этот поэтический вечер показывали по телевизору, я заметил одну красивую женщину в зрительном зале, которая вся в слезах слушала меня. Не знаю почему, но образ той женщины запомнился. А позже, на поэтическом вечере в Атырау я получил большое письмо от одной женщины. Встретились. Я сразу узнал ту красавицу из телевизора. Оказалось, она наизусть знала около 50 моих стихов и даже некоторые поэмы. У нее два сына и три дочери. И вот муж этой дамы ревновал её ко мне, прямо сходил с ума от ревности. Все мои книги бросил в огонь. Такие случаи происходили в моей жизни два-три раза. Я все-таки встретился с этой женщиной, и мы долго разговаривали по душам. На самом деле эта песня была написана давно и посвящена одной девушке из Атырау...

Такая вот история. На вечере в Институте нефти и газа старший преподаватель китайского языка, родом из Китая, Нурбакыт УАЛИБАЙ наизусть прочитал большую поэму Шаханова «Құлпытас кепиеті немесе кері тебу заңы», написанную в форме письма писателю, классику русской литературы Федору Достоевскому. Впервые с творчеством Шаханова Нурбакыт познакомился в 1989 году, тогда он учился в одном из вузов Пекина.

В том году книги Мухтара Шаханова впервые попали в руки казахских студентов в Пекине. Еще не утихла боль после декабрьских событий. Студенты-казахи часто собирались вместе и читали стихи Мухтара, пели его песни, устраивали вечера поэзии. Сердца наши терзала тревога за будущее нашего Отечества, мы тогда очень беспокоились, получит ли Казахстан независимость. А имя Шаханова было связано с декабрьскими событиями 1986 года...

Казахи Китая, в основном, любят и хорошо знают стихи Мухтара Шаханова и Мукагали Макатаева. Помню, еще жив был Советский Союз, и всем казалось, что если на Съезде народных депутатов СССР будет сказана правда о декабрьских событиях, то что-то изменится к лучшему для казахского народа. И вот Мухтар Шаханов на этом собрании в Кремле рассказал о трагедии 1986 года, – рассказал он..

Кстати, чтобы получить доступ к трибуне Съезда, ему пришлось слукавить и заявить другую тему своего выступления – об Аральском море, а не о Желтоксане... (Вот ссылка на отрывок из документального фильма режиссера Беккали Абиша «Желтоқсанның асықпаған ақиқаты және мемлекеттік бес комиссия мүддесі», снятого по документальному роману Мухтара Шаханова «Желтоқсан эпопеясы»).

На встрече со студентами в Атырау поэт говорил о роли казахской интеллигенции, о трагедии казахского народа, теряющего свой язык и превращающегося в духовного инвалида.

Сейчас бытует такое понятие, что какой язык удобен людям, на каком языке чаще говорят люди, такой язык и нужен народу. Поэтому нет нужды постоянно говорить о судьбе казахского языка. И такие взгляды излагают открыто. Я считаю, что выступающий против национального языка человек выступает против Бога, – сказал Шаханов.

Студенты задали поэту вопросы о его творчестве, затем Шаханов раздал автографы и сфотографировался с ними на память. Воспользовавшись случаем, я задала Мухтару Шаханову вопрос: как он относится к продаже и передаче земли в аренду иностранцам.

Да ведь все земли продаются, – как-то неопределенно и на ходу ответил поэт.

26 апреля на своей странице в Фейсбуке Мухтар Шаханов опубликовал следующую запись об изменениях в Земельном кодексе и прошедшем массовом митинге в Атырау:

«Вообще сейчас нас, то есть атырауский народ называют националистами. Они никогда не выходили за рамки закона. Они почтили свою «Мать» (Землю – А.С.). Они всего лишь борются за интересы своей земли. За интересы государственных земель в Казахстане должны бороться и русские. Должны бороться узбеки, уйгуры, немцы в Казахстане. За интересы государственных земель, за воздух, которым они дышат, за пищу, которую едят.

Если мы боремся за национальные интересы нашего народа, который идет к уничтожению, то мы – националисты, а те, кто в Москве борются за свой язык, за свою землю – они все патриоты. Вы видите, к каким последствиям нас привели? На некоторых можно подать в суд за то, что они обвинили нас в этом. Где здесь национализм? Здесь нет никакого национализма. Мы защищаем интересы государства.

У нас деградирует государственный язык. Если мы говорим об этом, мы – националисты. Поэтому, такой взгляд совсем неправильный.

Нужно сделать так, чтобы казах, который держит метлу в руках, почувствовал себя хозяином своей земли. Докаких пор он будет мести землю за государственное лицо?

Земельный конфликт – конфликт очень сложный. Каждый депутат твердит о своем мнении. Если у вас есть свое собственное мнение, то говорите об этом с трибун в Атырау. Не отвечайте только журналистам, скажите об этом народу!

Вот уже пять лет у нас не чувствуется даже запаха демократии. Демократия стала «жемократией» (коррумпированной демократией – А.С.). А депутаты, которые должны бороться за эту демократию, давно превратились в «жепутатов».

Народу нужны не обещания или просто слова. Народу нужна «Мать – Земля».

Айнур САПАРОВА

Фото автора

27 апреля 2016, 09:36

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz