Подсудимый Манарбек Утеуов.В Атырауском специализированном суде по уголовным делам продолжается рассмотрение уголовного дела экс-полицейского Манарбека УТЕУОВА, обвиняемого в убийстве Дмитрия КИМА.
22 апреля суд продолжил допрос подсудимого Утеуова. Напомним, на предыдущем судебном заседании Утеуов отказался от ранее данных им признательных показаний (см. «Дело экс-полицейского: убийца меняет показания»). Для сверки показаний было продемонстрировано видео его допроса в специальной прокуратуре, состоявшегося в январе 2016 года. На видео Утеуов рассказал историю об изготовлении фальшивого служебного удостоверения, ночных грабежах одиноких женщин и убийстве Кима, схожую с показаниями, данными на предыдущем судебном заседании с единственной разницей – он сказал, что ему и Курбанбаеву было всё равно, кого грабить и убивать, просто в тот день им под руку попал Ким. Далее он рассказал, что его руководство обещало увести его от ответственности, но не сдержало обещаний.
Утеуов ответил на вопросы прокурора и адвокатов.
- Вчера вы дали показания, что сидели у себя в квартире на кухне, и Курбанбаев дал вам наводку на Дмитрия Кима, а теперь говорите, что убили Кима потому, что собирались в отпуск и сильнонуждались в деньгах. Где правда?
- Когда я давал в январе показания, я боялся, что мое руководство выполнит высказанные в мой адрес угрозы и лгал.
- По чьей инициативе было совершено убийство Кима?
- Я предложил убить, Курбанбаев согласился.
Подсудимый Асан Курбанбаев.- Курбанбаев в своих показаниях заявил, что вы, когда приехали на место убийства, сказали Киму: «я не полицейский, я рекетир и бандит!» Так было?
- Я так не говорил.
- Он сказал, что вы нанесли первый удар ножом Кима…
- Нет, это сделал Курбанбаев, потому что мы так договорились. Мы убили Кима вдвоем.
- Вы говорите: о том, что будет совершено убийство, знал ваш руководитель КАБДЕШЕВ. В таком случае для чего нужно было алиби, как вы говорите, и приготовления к краже: покупка медицинских перчаток и масок?
- Я верил своему начальству. Я думал, что меня спасут в любой ситуации.
- А раньше он (Кабдешев) вас выручал в случаях, когда вы совершали другие преступлений?
- Да, только раньше случаев убийства людей не было.
- ТАГАНИЯЗОВ и Кабдешев обещали прикрыть вас?
- Да, я им доверял и думал, что они мне помогут.
- Как они заходили в СИЗО?
- Очень легко. Вечером они дожидались, когда уйдет прокурор, и заходили.
- Где вы встречались?
- Вначале я отказывался к ним выходить. Потом режимники перестали меня предупреждать об их приходе и просто вытаскивали меня в соседнюю пустующую камеру №5. Туда потом они заходили и беседовали со мной. Я заявление об этом написал в прокуратуру.
- Почему, когда в суд в качестве свидетеля приходил начальник СИЗО, вы не сказали ему о столь вопиющих нарушениях?
- Я написал заявление в генпрокуратуру, идет расследование. На этом суде рассматривается эпизод о якобы оказанном мной сопротивлении сотрудникам СИЗО. А это отдельное дело.
- В показаниях, зафиксированных на видео, вы объяснили, что на убийство вас подтолкнула нужда в деньгах для отпуска. А при проверке показаний на месте вы сказали, что Курбанбаев сам к вам обратился, потому что Ким задолжал ему 100 тыс. тенге и не отдает.
- Я лгал. Я надеялся, что руководство меня вытащит. Меня мое руководство запутало – так не говори, так говори. Мои вчерашние показания – правильные.
- Следствию вы дали заведомо неверные показания?
- Да, кроме картины убийства в машине.
- Когда вы узнали о Киме?
- В конце июля.
- Значит, вы за ним следили?
- 3 августа мы специально проверили, имеются ли возле его дома камеры видеонаблюдения. 4 августа до обеда следили за ним.
Михаил КАН, двоюродный брат Кима:
- Дима обычно выходил на работу в 9 часов, на такси не ездил. С утра ехал в магазин в п. Геолог. Там находился до 14 часов, обедал там же. Потом выходил на рынок «Дина». Здесь что-то не вяжется…
…В ходе судебного заседания Утеуов подал ходатайство о проведении детализации звонков с телефонов Курбанбаева и Кима. Судья отказала ему, так как такая детализация уже имеется в уголовном деле, и связь между указанными лицами не установлена.
- Не детализация, а определение местонахождения Кима по сотовому телефону 5 августа 2015 года, – поправился Утеуов.
Судья оставила это ходатайство без рассмотрения и заявила, что даст оценку действиям подсудимых, исходя из собранных материалов дела.
Жаннат ЖУПАРОВА, супруга М. Кана:
– Утеуов заявляет, что, когда они приехали на рынок «Дина», он спрятал телефон Курбанбаева в бардачок своей автомашины, а когда пришел обратно, увидел, что Курбанбаев кому-то звонит. А следом появляется Дмитрий... Я прошу представить детализацию звонков с телефона Кима. Потому что в этой истории отсутствует начало. Кто осведомитель? Откуда подсудимые узнали про нас и Кима? Я думаю, Курбанбаев звонил Диме и вызвал его на то самое место! У меня вопрос к Утеуову и Курбанбаеву: почему вы не расскажете, откуда вы знаете про нас и Диму? Курбанбаев, может быть, началось с того, что ты украл сумку с документами Димы из машины? Или это связано с поступлением заявления об утере паспорта Кима в УВД? Ведь кто-то Диме звонил...
Курбанбаев ответил, что если бы знал Кима, то он ранее сообщил бы в УСБ о готовящемся преступлении.
Утеуов ответил, что ему нечего скрывать – он и так во всем сознался и добавил:
- Курбанбаева хорошенько прижмите. Он раскроет все карты сотрудников УСБ.
Судья Гульмира ДАУЛЕТОВА ответила на ходатайство Жупаровой:
- В Уголовно-процессуальном Кодексе РК не предусмотрен институт доследования. Каким дело поступило к нам, таким мы его рассматриваем.
В ходе судебного заседания Утеуов задал еще один вопрос Курбанбаеву:
- Вы как-то мне рассказывали, что у себя на родине имели отношение к уголовным делам по торговле людьми. В частности, вы сказали мне, что посадили родственника на 10 лет.
Курбанбаев ответил, что это ложь.
Также на заседании 22 апреля участникам процесса были представлены вещдоки, приобщенные к уголовному делу: заднее сиденье автомобиля «Лексус» с кровавыми следами на нижней поверхности, багай, которым вскрывали сейф, лопата, которой закапывали труп Кима, барсетка Утеуова, книга регистрации с автомойки, где мыли машину Утеуова после убийства, мобильные телефоны подсудимых, наручники, рукоятка от газового пистолета, кастет, изъятые в квартире Утеуова в микрорайоне Нурсая, подложный государственный номер с автомашины «Лексус», фальшивое удостоверение сотрудника УВД, которое изготовил Утеуов, одежда подсудимых и убитого.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото автора