Атырау, 3 мая 12:56
 ясноВ Атырау +15
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

Сначала бы добиться свободы шествий для всех...

6 249 просмотров

Image 0В Алматы на семинаре «Свобода слова и равноправие», организованном при поддержке посольства Великобритании и международной правозащитной организации «Артикль 19», среди других обсуждалась тема ЛГБТ в Казахстане. Мы задали несколько вопросов представителю «Артикль 19» в РК Ринате АЛИБЕКОВОЙ (на снимке).

«ОБЩЕСТВО ОТНОСИТСЯ К НИМ АГРЕССИВНО»

– Рината, для начала расскажите о целях и задачах «Артикль 19».

– Наше основное направление – продвижение и защита свободы выражения по всему миру. «АРТИКЛЬ 19» сейчас имеет представительства в семи странах. В Казахстане работаем уже четвертый год. За это время мы провели много тренингов и экспертных встреч для журналистов, а также юристов СМИ. Кроме того, занимаемся адвокатской деятельностью совместно с нашим партнером в Казахстане – Международным фондом защиты свободы слова «Адил соз».

– В прошлом году в сентябре вы провели мониторинговое исследование представителей ЛГБТ в Казахстане. Каковы результаты?

– Мы попытались определить степень свободы выражения у ЛГБТ-представителей, а также связанные с этим проблемы. Исследование было основано на интервью с 33 представителями ЛГБТ в возрасте от 16 лет и мониторинге электронных СМИ и постов в соцсетях. Оговорюсь, что мы не претендовали на исчерпывающую полноту, скорее старались выявить главные тренды. Основные выводы таковы: реализация права на свободу выражения ЛГБТ сопряжена с рядом трудностей. Главное – это сам контекст, т. е. превалирующее в обществе отношение, зачастую гомо- и трансфобное. Я приведу два гипотетических примера, чтобы было понятно, почему мы настаиваем на том, что дискриминация распространена. Мужчина – трансгендер, приняв окончательное решение, идёт на операцию по смене пола. В результате его внешность теперь сильно отличается от прежней. Как правило, до операции он где-то работал или учился и теперь сталкивается с тем, что часть общества от него отворачивается, включая работодателя или администрацию учебного заведения. Его увольняют или исключают. Он обращается в вышестоящие инстанции, но и там сталкивается с дискриминацией.

Или, предположим, на мужчину-гомосексуала было совершено нападение. При этом обидчики произносили нецензурные выражения, связанные именно с его сексуальной ориентацией. Впоследствии жертва насилия обращается в полицию, но там ему отказывают в помощи с объяснением, что он сам это заслужил. К кому обычно обращаются люди, когда сталкиваются с несправедливостью и не получают компетентной помощи от государственных органов? К средствам массовой информации. С поддержкой СМИ многие вопросы решаются и более справедливо, и более оперативно. Это тоже могло бы быть выходом для ЛГБТ. Почему же ЛГБТ-представители не обращаются в СМИ? Потому что они смотрят ТВ, читают прессу и знают про высокий уровень нетерпимости к ним нашего общества. Они знают о гомофобных законах, принимаемых в той же России, о том, что в СССР однополые отношения преследовались в уголовном порядке. Они отказываются обращаться к СМИ из страха, что их проблемы неправильно поймут и некорректно представят, сделав из них сенсацию, вызвав ещё больше негатива и агрессии со стороны общества. В нашем исследовании есть примеры таких публикаций.

ИЗ ВИКИПЕДИИ
ЛГБТ (англ. LGBT) аббревиатура, возникшая в английском языке в 1990-е годы для обозначения лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) и трансгендеров (Transgender).

В нашем обществе распространено заблуждение, что гомосексуальность и педофилия это понятия схожие. Для меня очевидно, что ничего общего между ними нет по одной простой причине – в гомосекуальные отношения входят два совершеннолетних человека по доброй воле. Педофилия – это преступление сексуального характера, совершаемое над ребёнком. Вроде бы это очевидно, но разубедить людей, оказывается, чрезвычайно сложно. Или, например, как только разговор заходит о помощи ЛГБТ-сообществу, то нас спрашивают, поддерживаем ли мы проведение гей-парадов. Я лично ничего не имею против гей-парадов, но мне кажется, думать об этом преждевременно. Для начала нужно, по меньшей мере, изменить порядок проведения любых мирных митингов, шествий с разрешительного, который действует сейчас, на уведомительный.

Сейчас же мы просто пытаемся помочь ЛГБТ-сообществу улучшить своё положение через понимание своих прав, гарантированных им Конституцией, как и любому другому гражданину нашей страны.

– Продолжится ли мони-торинговое исследование?

– Мы надеемся.

– В Атырау будет проводиться?

– Пока не планировали.


«СТАТИСТИКИ НЕТ»

– Есть ли статистика представителей ЛГБТ по стране?

– Это один из самых распространённых вопросов, точного ответа на который нет. В Казахстане такой статистики, понятное дело, не ведётся. Мы опираемся на международные исследования, полагая, что каждый десятый человек на земле – это представитель сексуальных меньшинств.

– А сколько людей в Казахстане провели операцию по смене пола?

– Таких данных у нас тоже нет.

– Были ли случаи у нас в Казахстане, когда представители сексуальных меньшинств официально обращались к вам с жалобой на ущемление прав?

– Были, но немного. Прошлым летом к нам обратился трансгендерный мужчина, который после операции по смене пола был уволен из органов внутренних дел. Он подал в суд. Мы мониторили судебный процесс на предмет гласности и соблюдения права на справедливое судебное разбирательство. К сожалению, ответчик приложил большие усилия к тому, чтобы сделать процесс закрытым. Решение первой инстанции было вынесено в пользу ответчика, после чего истец подал апелляционную жалобу.

– На семинаре вы говорили, что ЛГБТ – не болезнь и не психологическое отклонение. Тогда что же это такое?

– В 1990 году ВОЗ признала, что существует три ориентации – гетеросексуальная, бисексуальная и гомосексуальная. И все три являются нормой. По-моему, это личный выбор взрослого, абсолютно нормального человека, выбор своего собственного пути, профессии, круга общения, партнера и т. д. Очень жаль, что именно из-за этого личного выбора человек страдает от дискриминации. Вспоминая историю, хочется провести аналогию с расовой дискриминацией, когда темнокожих людей травили в школах, сажали на последние сиденья в автобусах, не давали работу. И те, кто дискриминировал, были уверены в правильности своих действий. Вам это не напоминает наше время, когда с той же степенью уверенности общество дискриминирует ЛГБТ и считает это правильным?

– Э-э… не уверена, что все афроамериканцы-натуралы согласились бы с таким сравнением... В целях защиты представителей ЛГБТ вы подготовили свои предложения правительству и парламенту Казахстана. В частности, об изменениях в статье 174 УК РК («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»).

– Да в нашем исследовании мы говорим, что СОГИ (сексуальная ориентация и гендерная идентичность) должна быть включена в перечень защищаемых признаков, таких как принадлежность к этнической, религиозной или социальной группе. Представители ЛГБТ тоже нуждаются в законной защите от дискриминации.


О СКАНДАЛЬНОМ ПОСТЕРЕ

– В Алматы вокруг представителей ЛГБТ нередко возникают конфликты. Пример – история со скандальной рекламой алматинского гей-клуба. Суд вынес решение, что изготовители постера, где изображены целующиеся Курмангазы и Пушкин, должны компенсировать моральный ущерб на сумму 34 млн тенге. Почему некоторые представители ЛГБТ так хотят открыто говорить о своих сексуальных предпочтениях?

– Насколько мне известно, данный постер был подготовлен дизайнерами рекламного агентства для международной выставки. В интернет он попал случайно или намеренно, но совершенно не по воле его создателей. Я бы отнесла данный случай скорее не к теме ЛГБТ, а к теме ограничения свободы слова в Казахстане.

О желании ЛГБТ признаваться в собственных предпочтениях я могу сказать, что, наверное, не совсем правильно сводить любой разговор об ЛГБТ к сексуальным предпочтениям. Нужно, скорее, говорить об их праве быть полноценными гражданами своей страны и иметь равные права со всеми остальными, в том числе право на свободу выражения.

Беседовала Айнур САПАРОВА

3 марта 2016, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz