14 февраля в драмтеатре имени М. Утемисова прошел творческий вечер этно-фольклорного ансамбля «Ак Ерке-Жайык».
ИНСТРУМЕНТ, ПОХОЖИЙ НА ЛУК ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ, И ДРУГИЕ
Это было зрелищно. Мелодии и звуки древности перемежались с театрализованным представлением, состязания батыров сменялись народными танцами. В концерте наряду с переложениями известных казахских мелодий прозвучало немало авторских произведений руководителя ансамбля Бауржана Актая («Арнау» «Казак ели», «Коктем сазы», «Кошпендилер рухы» и др.). Это тем более удивительно, что у нас по пальцам можно пересчитать композиторов, сочиняющих для этноансамблей.
Ансамбль «Ак Ерке-Жайык» возник в 2012 году при областном научно-методическом центре народного творчества по инициативе директора Алмы Андарбаевой. Задачей было «оживить» древние музыкальные инструменты, звучание которых утрачено, возродить такие традиции, как горловое пение.
Были куплены старинные инструменты, музыканты-энтузиасты нашлись, но… что играть? Ведь готовых партитур и репертуара не было.
Всё изменилось с появлением в ансамбле молодого композитора Бауржана Актая. Будучи студентом консерватории, он основал этногруппу «Алтын Орда», освоив игру почти на всех архаичных казахских инструментах. Бауржан владеет искусством горлового пения, имеет опыт работы в этноансамбле «The Magic of Nomads» под руководством Рината Гайсина и играл в тандеме с таким корифеем, как Едил Хусаинов.
Образование у Бауржана серьёзное. Окончил в Миялымузыкальную школу по классу скрипки у педагога Айнаш Агашиной, затем поступил в музыкальный колледж имени Дины Нурпеисовой в Атырау, после этого окончил Алматинскую государственную консерваторию им. Курмангазы по классу домбры.
Бауржан Актай.Являясь музыкальным руководителем, Актай усиленно работает над репертуаром ансамбля, сам много сочиняет и создает оригинальные обработки народных мелодий.
- С приходом Бауржана у нас как будто открылось второе дыхание, – говорит участница ансамбля Айтолкын Ержанова, играющая на весьма экзотическом инструменте – адырна, по форме напоминающем большой лук для стрельбы. – Мы делаем только первые шаги в этнической музыке,и без него ничего бы не получилось. У Бауржана редкий дар – он умеет извлекать звуки буквально из всего, что попадает ему в руки.
- У нас всё ещё впереди, мы полны идей и хотим познакомить мир с нашей богатой музыкальной культурой, – говорит сам Бауржан. – При этом играем не только тюркскую музыку, но и произведения мировой классики, а также очень любим джаз, который дает возможность импровизировать.
ЭТО НЕ ТО, ЧТО ЗВУЧИТ НА ТОЯХ
Ансамбль «Ак Ерке-Жайык» состоит из 12 музыкантов, одни из них уже профессионалы, другие – студенты музыкального колледжа им. Дины Нурпеисовой. Коллектив не раз занимал призовые места в различных конкурсах. Первая победа была в 2013 году на международном фестивале «Астрахань – многонациональная» – Гран-при сразу по двум номинациям. На следующий годего своеобразие по достоинству оценили на международном фестивале «Дербент – перекресток цивилизаций» в Дагестане. А в 2015-м в Алматы на международном фестивале «Гасырлар сазы», посвященном 550-летию Казахского ханства, «Ак Ерке-Жайык» был отмечен специальным призом им. Ахмета Жубанова.
Музыканты играют на очень многих старинных национальных инструментах: адырна, жетиген, сазсырнай, кыл-кобыз, нар-кобыз, домбыра, шертер, шинкильдек, шан-кобыз, деревянный варган (агаш шан-кобыз), сыбызгы, дабыл, дауылпаз, дангыра, асатаяк, камыс-сырнай, аль-канун, кахон, су сылдыр, конырау… И владеют древним искусством горлового пения.
- Меня поразила новизна звучания. Это не то, что мы слышим на свадебных тоях или в клубах. Где-то на генетическом уровне начинаешь вспоминать и горловое пение, и звуки древних инструментов, – поделился мнением о концерте молодой инженер-нефтяник Даулет Батыров.
- Такие музыканты-энтузиасты вносят большую лепту в дело сохранения наследия предков. Я горжусь, что они – мои земляки, – не скрывает восхищения школьная учительница Нураш Дюсенова.
Относясь к наследию кочевников с должным уважением, музыканты виртуозно используют шан-кобыз, жетиген, сазсырнай, камыс-сырнай и гортанное пение, наполняя каждую композицию духом степи и придавая ей «қоңыр үн» – неподражаемую низкую тональность, свойственную казахской мелодии. Вместе с тем они не боятся экспериментировать и находятся в постоянном поиске новых музыкальных идей. Выражаясь профессиональным языком, они не придерживаются «академического квадрата», когда каждый играет строго по своим нотам. Поэтому в инструментальную обработку старинной народной песни «Япырай» смело включают импровизацию в современных ритмах, а в конце возвращаются «к корням». И это получается органично.
Инструмент жетиген в других музыкальных коллективах не является ведущим, всё-таки больше используется для «декорации», а тут звук жетигена солирует почти во всех композициях.
Участники «Ак Ерке-Жайык» играют и в других коллективах, но сами говорят, что в этом ансамбле у них появилась возможность реализовать себя. Все они мультиинструменталисты, т. е. владеют несколькими инструментами. А Айгерим Караменова – первая и пока единственная в Атырау, кто овладел игрой на жетигене. Её учитель – Бауржан.
Эти музыканты любят свое дело и получают большое удовольствие от исполнения родной музыки. Глядя на них, думаешь – хорошо, что они нашли друг друга и приносят радость, трогая наши души магической музыкой степи.
Состав ансамбля: 1. Бауржан Актай (мультиинструменталист) – руководитель
2. Акбокен Темир (домбыра, дабыл, ударные инструменты)
3. Адил Жунисов (домбыра, дабыл)
4. Ерсултан Куанов (домбыра, дабыл, шан-кобыз)
5. Айтолкын Ержанова (кобыз, адырна, шан-кобыз, шертер)
6. Бакыт Асан (кыл-кобыз, шан-кобыз)
7. Турлан Жумагалиев (шертер, дабыл, шан-кобыз, ортеке)
8. Даулеткерей Сундетов (шан-кобыз, бас домбыра, горловое пение)
9. Айгерим Набиева (прима-кобыз, кыл-кобыз, шан-кобыз)
10. Руслан Султангалиев (ударные инструменты и су сылдыр)
11. Айгерим Караменова (жетиген, шан-кобыз, домбыра) – студентка 4 курса
12. Акмарал Ногайбаева (солистка)
Зинат УРЫНБАСАРОВА