Жительница города Атырау Агибаш КАЛЫБЕКОВА (на снимке) – искусница, продолжающая древнее национальное искусство: она делает орнаменты и узоры.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ МАСТЕРА
Детство Агибаш аже, которая родилась в 1937 году в селе Ескене Макатского района, прошло в Гурьеве. В юности жила в селе Комсомол, позже там же вышла замуж, родила 11 детей. Сейчас живёт в Атырау.
В Макатском районе хорошо знают Агибаш аже не только как рукодельницу, которая ткёт ковры и алаша с национальными узорами и орнаментами, но и как талантливого поэта-айтыскера. Она много раз участвовала в конкурсах и побеждала.
Несколько алаша и текеметов, созданных золотыми руками Агибаш аже, сейчас хранятся в областном историко-краеведческом музее. После переезда в город она оставила ткание ковров: прежних сил уже нет, поэтому сейчас она вышивает только орнаменты. Многие узоры Агибаш аже придумала сама. Например «бота мойын» (букв. «шея верблюжонка») для алаша, «сыңар өкше», «гүлмүйіз», «қошқар мүйіз», которые подходят для любых подстилок (ковров, паласов).
Пока никто из детей и внуков не пошёл по её стопам. Но она подумывает над тем, чтобы оставить своё дело одной из дочерей – хочет обучить её и дать благословение. Когда мы говорили об этом, её 13-летняя внучка Жанаргуль, которая пришла к бабушке в гости, изъявила желание научиться искусству вышивания орнаментом.
Благословение – это традиция, которая идет с незапамятных времен. Если мастера-искусники надеялись на молодых, то давали им благословение и передавали свои знания. Например, дед и отец Агибаш аже были ювелирами. Серебряный браслет с двумя камнями, который сейчас носит аже, сделал её отец Садиык – специально для своей тещи. После её смерти браслет перешел к матери Агибаш аже. А после ухода мамы, соответственно, к ней самой.
ДНЕВНИК АГИБАШ АЖЕ
– Во время голода наш дом ограбили, украли много вещей моего отца. Тогда я была ребенком, жили в Гурьеве. Отец делал для меня много украшений – от запястий до каждого пальчика, серьги, кольца, – рассказывает Агибаш аже. – Во время игр я часто их теряла и не могла найти. После ограбления нашего дома мы на некоторое время вернулись обратно в Ескене. Моему деду и отцу дал благословение человек по имени Отезергер. Об этом я узнала от сына Отезергера Макаша. Он тоже был ювелиром.
Однажды ко мне подошла невестка и сказала, что меня зовет Макаш ата. Когда я пришла к нему, он подарил мне специально для меня сделанные серебряные серьги с пятью звездами и кольцо. И сказал: «Твой дед и отец хотят дать тебе благословение на занятие ювелирным искусством. Но оно очень тяжелое, ты не осилишь. Я дам благословение на более высокое искусство, чем ювелирное.
После этого я занялась рукоделием. В каждом доме села висел мною созданный текемет. У самой ни одного не сохранилось – то дарила, то отдавала в музей. А все алаша во время переезда в город остались в прежнем доме. Но все эскизы у меня в голове, и чтобы не забыть, я завела журнал и рисую там все эскизы. Сейчас у меня болят руки, поэтому не могу ткать алаша, но не оставила вышивание орнаментом.
Я болею, если не вышиваю. Во сне вижу разные орнаменты и узоры и не могу найти себе места, пока не воплощу их в жизнь. Во время шитья забываю о своих болячках.
Кстати про журнал: он словно дневник Агибаш аже. Она не только рисует там красивые узоры, но и пишет собственные рассказы, стихи, делает записи про родную землю, про свой народ.
Айнур САПАРОВА
Фото автора