В канун Нового года «АЖ» обратился к известным экспертам с просьбой дать экономический и политический прогноз на 2016-й год.
«ПО ЦЕНАМ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ВЕРНЁМСЯ НА 13-14 ЛЕТ НАЗАД»
Известный экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ дал примерный сценарий по экономической ситуации. По его словам, на экономику страны сейчас влияют два основных фактора: цена нефти и ситуация в России.
«По нефти рынок ждет падения цены в первом квартале, после чего возможно стабилизация в районе 30 долларов во втором квартале, а дальше – постепенный рост к концу года до 50-60. Дело в том, что в первом полугодии добыча нефти будет расти, а спрос либо стабилизируется, либо будет падать. А во втором полугодии начнется постепенное сокращение добычи, что и должно привести к отскоку цен. Если данная тенденция продолжится, то в 2017-2018 году ожидается рост цен на нефть до 70-80.
Если цена нефти упадет до 30, то российский рубль дойдет до 75-80 за доллар, возможно даже чуть больше. Просто при цене 30 долларов за баррель становятся убыточными практически все месторождения в России, что ухудшит состояние бюджета. Аналогичная картина и у нас, а на фоне падения рубля будет падать и тенге. При этом государство само закрепило крайне ошибочный аргумент, что надо придерживаться соотношения 1 рубль к 5 тенге, и теперь это будет определять настроения по курсу как минимум в течение ближайшего года. Если рубль дойдет до 80, то все уже будут ориентироваться на курс в 400 тенге за доллар.
2016-й год будет тяжелым ещё и потому, что увеличится чистый отток валюты из страны. В 2015-м году чистый отток валюты составил около 12-13 млрд долларов, а при цене в 30 долларов за баррель составит около 20-22 млрд. Поэтому антикризисные меры эффекта не возымеют, и экономика будет падать и дальше, хотя официальная статистика может показывать рост.
На фоне оттока валюты из страны цены на активы продолжат снижаться, будут падать цены на недвижимость. Мы сейчас в принципе находимся на уровне 2004-2005 года, а к концу следующего года дойдем до уровня 2001-2002 года. Занятость будет снижаться.
2016-й год может стать дном экономического кризиса с последующим постепенным подъёмом, но при условии, что внешнеполитическая ситуация не приведет к ещё большим проблемам. Сейчас в мире глобализация развернулась в обратную сторону, теперь связи разрушаются и процессы идут в сторону регионализации. Это может усилить негативные процессы внутри крупных экономик мира, а значит продлить кризис и на 2017 год».
«ЗА ГОД С “НЕФТЯНОЙ ИГЛЫ" НЕ СОСКОЧИШЬ»
Гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук Толганай УМБЕТАЛИЕВА
Оценка уходящего года
«Очень противоречивый год. В его начале мы во время президентских выборов с подачи власти бурно обсуждали экономические достижения Казахстана, особо выделяя роль главы государства, а в конце года уже говорим практически о крахе этой «успешной и мощной» экономики. 2015-й стал лакмусовой бумажкой для реформ, проведенных в Казахстане правящей группой.
В политическом плане мы вновь вернулись к репрессивным методам борьбы с теми, кто имеет другое мнение, нежели власть. В социальной сфере тоже есть изменения: принят новый Трудовой кодекс, который меняет характер взаимоотношений между основными субъектами – государством, работодателями и работниками. По мнению специалистов, юристов и руководителей профсоюзов, новый закон предоставляет неравные права участникам: у государства – нейтральный статус, работники – практически бесправны. Выигрывают только работодатели.
Прогноз на 2016-й
Думаю, что тенге продолжит падение. Потому что не развиты другие, помимо энергетического, сектора экономики, которые могли бы сейчас «держать» национальную валюту. Сенат США принял решение об отмене эмбарго на экспорт нефти, и в этой стране сейчас быстрыми темпами растет добыча, что, безусловно, ещё больше скажется на цене, которая будет только падать. Так что в экономическом плане Казахстану следующий год пока не сулит ничего утешительного.
Предполагаю, что следующий год будет посвящен обсуждению того, как следует реформировать экономику, чтобы не так сильно зависеть от «нефтяной иглы». Мы сейчас действительно похожи на человека, который зависим от алкоголя или от других пагубных вещей, и теперь он может остаться без этого ресурса. В таких случаях есть только один выход – избавляться от зависимости, диверсифицировать экономику. Но, во-первых, на это нужны многие годы, которые были упущены, а во-вторых, другой политический режим.
В отношении Евразийского экономического союза – думаю, что темпы интеграции замедлятся, каждый будет переживать кризис по-своему.Ясно, что пока цена на нефть падает, кризис будет и в России. Но учитывая, что для Москвы это геополитический проект, встречи между странами-участницами будут происходить, будут заявления, что вместе они справятся быстрее. Но демонстративная часть интеграции будет доминировать над реальной.
Во внешней политике – противостояние России и Запада набирает обороты. Москва, которая нацелена на восстановление своего статуса в мире, причем она это делает максимально неэффективными способами, будет усиливать противостояние на международной арене, пытаясь внести изменения в сложившийся миропорядок. И это оставляет очень мало пространства для Казахстана в сохранении своей многовекторной политики».