Атырау, 18 мая 14:20
 будет пасмурноВ Атырау +16
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

Скот наше всё

6 888 просмотров

Image 030-летний Ардак ИСАЕВ – продолжатель славного дела своего отца – 83-летнего аксакала Аяша, заслуженного скотовода, почётного гражданина Кызылкогинского района, обладателя ордена Трудового Красного Знамени и Знака Почёта. Ардак с родителями и своей семьёй дружно и счастливо живут на зимовке в 10 км от села Тайсойган Кызылкогинского района.

– Молодёжь не очень-то хочет заниматься скотоводством. Потому что ты уже не будешь считаться со временем, забудешь, что такое гулять и отдыхать. Должен всё вытерпеть, – говорит Ардак Исаев. – Для меня лично пасти скот – одно удовольствие. Сколько сейчас безработных и попавших под сокращение людей в стране? Но когда у тебя собственный скот, о другом не думаешь. Благодаря этому моя семья никогда и ни от кого зависеть не будет. И ещё, что может быть лучше чистого степного воздуха?!

У Ардака четыре вида домашнего скота. Тяжело, но справиться можно. А тут ещё цены на скот упали. Если в прошлом году барана весом 25-30 кг можно было продать за 30 тысяч тенге, то сейчас дают только 18 тысяч.

– После продажи скота мы привозим из Атырау все необходимые продукты – муку, сахар, масло, – говорит Ардак. – На зиму у нас обязательно припасены десять мешков муки. Если снега много, то связь обрывается на несколько дней. Уголь мы давно не покупаем, топим печь кизяком.

Одно лишь обстоятельство тревожит Ардака – земли его относятся к зоне Тайсойганского военного полигона, который расположен в Западно-Казахстанской и Атырауской областях. Именно поэтому он не может создать крестьянское хозяйство. Таких, как Ардак, крестьян, которые не могут создать КХ, в Тайсойгане много. Нет КХ – нет помощи со стороны государства. И несмотря на то, что весной этого года было подписано соглашение между Казахстаном и Россией о возвращении 80% площади полигона в собственность Казахстана, ясности в этом вопросе всё ещё нет.

– У меня нет ни одной единицы сельскохозяйственной техники для сенокоса и заготовки сена. Поэтому ежегодно откладываю не меньше миллиона тенге от продажи скота и осенью покупаю рулоны сена на зиму, а оно каждый год только дорожает, – говорит Ардак.

Сейчас Ардак держит 300 овец, 70 лошадей, около 40 голов крупного рогатого скота, 15 верблюдов.

Его супруга Айгерим ЖУМАШЕВА настоящая умелица – готовит айран, масло, сметану, курт, домашний сыр. Все члены семьи – родители Ардака, четверо детей и два помощника – живут на зимовке «Аяш». И уверенно говорят, что смогут пережить кризис. Потому что они пережили все трудности сурового края, спотыкались, снова вставали, обосновались. Самое главное – сохранили скот. А если есть скот, то и ты будешь жить.

Ляззат КАРАЖАНОВА

3 декабря 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz