Завершено расследование по факту смерти молодого человека, обнаруженного в августе повешенным на набережной на фонарном столбе. Резонанс вызвал не столько способ самоубийства, сколько обстоятельства накануне.
Напомним, 23-летний Антон МАРКОВ умер после ночи, проведённой в управлении по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков (УБН) Атырауского ДВД. А этой ночи в свою очередь предшествовали ещё несколько встреч с сотрудниками УБН (см. «Смерть после допроса»).
О чём говорили (и только ли говорили) в стенах кабинетов ДВД с парнем, который предпочёл покончить с собой после этих встреч – вот главный вопрос, который задавали себе все, кто слышал об этой истории. Возможно, ответ на него даст завершенное расследование спецпрокуроров.
– Дело по данному факту было зарегистрировано управлением специальных прокуроров Атырауской области 22 октября, – сообщил адвокат потерпевшей стороны Игорь ВРАНЧЕВ.
В качестве обвиняемых выступают два сотрудника УБН (их фамилии указаны в деле). По версии спецпрокуроров, именно их действия могли спровоцировать молодого человека на самоубийство. Как следует из обвинительного заключения, оперативники вынудили написать друга покойного М. Хочунаева объяснительную о приёме наркотического вещества, которое ему предложил Марков. Таким образом, согласно обвинительному заключению, они получили возможность шантажировать как самого Хочунаева с его приятельницей В. Шамшодиновой (с них пара оперативников вымогала, согласно показаниям свидетелей, зафиксированным в деле, 300 тысяч тенге), так и Маркова.
В обвинительном заключении, в частности, говорится, что двое полицейских «затащили А. Маркова в служебный кабинет и кричали на него. И несколько раз ударили его в область паха и ногами по почкам, а также руками били в область груди. В. Шамшодинова, которая стояла в коридоре, всё это видела своими глазами, потому что в этот момент дверь кабинета была приоткрыта. В это время Марков заплакал и просил не бить его», но полицейские продолжили. «Шамшодинова все преступные действия записала на диктофон своего телефона...».
Вот что показал о причинах суицида один из свидетелей по делу: «В квартире Марков мне рассказал, что находится в трудном положении и что его преследуют сотрудники полиции. Если быть более точным, Марков рассказал, что за день до этого его задержали полицейские за употребление наркотических веществ и потребовали работать на них, то есть он должен был предоставлять им информацию о тех, кто употребляет наркотики. Также Марков рассказал, что он в тупиковой ситуации, не знает что делать, потому что не может работать на сотрудников полиции, так как это противоречит его жизненным принципам…».
Таким образом, оперативники подозреваются в превышении власти и доведении до самоубийства (ст. ст. 362 и 105 УК РК). К ним применена мера пресечения «залог».
Предварительное слушание назначено на 30 ноября.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА