В гостинице «Атырау» прошли повторные общественные слушания по плану природоохранных мероприятий АО «ЭмбаМунайГаз» на 2016 год.
СТАНЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКА ТОЛЬКО В ПЛАНАХ
Напомним, предыдущие общественные слушания компании были признаны не состоявшимися (см. «Общественные слушания ЭМГ перенесены»). Перед началом повторных заместитель гендиректора ЭМГ Айболат ГАБДУЛЛИН выразил надежду, что они пройдут «на высшем уровне». Председателем слушаний была избрана руководитель «Жайык-Каспийского Орхусского» центра Шынар ИЗТЕЛЕУОВА.
Вопросы общественности начались после презентации Плана директором департамента охраны окружающей среды ЭМГ Салимой АБИТОВОЙ. Тон дискуссии по традиции задавал академик Муфтах ДИАРОВ:– Года три назад была моя статья в «Ак Жайыке», в комментариях к которым на сайте газеты было, в частности, сказано: «Приходите на месторождение «Прорва», там сжигают нефтепродукты и нефтяные отходы». Почему допускаете такие случаи? Я не думаю, что люди врут. Какие у вас полигоны по хранению твёрдых и жидких отходов? Имеются ли по периметру санитарно-защитной зоны автоматические станции наблюдения за качеством атмосферного воздуха на месторождении «Прорва»?
Представители ЭМГ ответили, что на месторождениях ЭмбаМунайГаза нефтяные отходы не сжигаются. По словам С. Абитовой, на месторождении НГДУ «Жылыоймунайгаз» имеется оборудование KASC-30M, которое работает по методу термокрекинга. На всех четырёх НГДУ имеются полигоны хранения замазученного грунта и нефтешлама. По мере заполнения они очищаются. В прошлом году было очищено 25 000 тонн, в 2015 году – 4 000 тонн, в 2016 году планируется очистить более 10 000 тонн. На четырёх НГДУ есть поля испарения – туда попадают жидкие бытовые отходы после очистки на канализационных очистных сооружениях, а также места для хранения металлолома и тары из-под химреагентов, которые сдаются в специализированные компании по договору.
А что касается мониторинговых станций наблюдения, то оказалось, что их у ЭМГ нет.
– АО «ЭмбаМунайГаз» разработало «Дорожную карту» по Экологической программе до 2020 года, в которой запланирован закуп мониторинговых станций у компании OPSIS. На эти цели в 2018 году планируется выделить более 200 млн тенге, – сказал по этому поводу представитель ЭМГ.
– Сколько лет назад открыта Прорва? Пятьдесят? И только сейчас догадались, что нужно ставить станции мониторинга и контролировать качество атмосферного воздуха? Интересно, почему контролирующие органы допустили это? – задавал вопросы академик Диаров. И поинтересовался, с какой периодичностью и по какой методике компания отбирает пробы.
По словам Абитовой, пробы отбираются ежеквартально из всех стационарных источников, мониторинг проводит ТОО НПЦ «Экоаналитик».
ГАЗ СЖИГАЕТСЯ ТОЛЬКО НА ПРОРВЕ
Далее академик поинтересовался, ведётся ли контроль над состоянием и качеством атмосферного воздуха на добывающих скважинах. Представитель ЭМГ ответил, что факелы горят только на Прорве, учёт объёма сожжённого газа ведётся, ежеквартально отслеживается состояние атмосферного воздуха на границе СЗЗ и подфакельной зоны.
М. Диаров спросил, почему, несмотря на большой объём предстоящих работ, финансирование природоохранных мероприятий планируется уменьшить в два раза по сравнению с нынешним годом. Затронул он и проблемы подтопленных месторождений и кочующих песков:
– Раньше в результате нагонно-сгонных явлений, когда ветер дул со стороны Каспийского моря, подтапливались Мартыши и другие месторождения, часть нефтяных отходов уходила в море. Сейчас всё осталось так же или приняты защитные меры? Планируете ли мероприятия по борьбе с кочующими песками? Ни для кого не секрет, что многие посёлки покрываются песками, территория области превратилась в полупустыню – это показывают научные исследования, подтверждаемые космическими снимками.
По словам представителя ЭМГ, в природоохранные мероприятия 2015 года была заложена сумма затрат на экологическую часть по строительству установки сероочистки газа Прорвинских групп месторождений, которая составила половину всего экологического бюджета-2015.
По периметру месторождений для защиты зоны Каспийского моря от сгонно-нагонных явлений дамбы укреплены матрацами Рено (изделиями из проволочной сетки для укрепления берегов и защиты склонов от эрозии).
По поводу кочующих песков представители ЭМГ ответили:
– Мы знаем об этой проблеме и ведём изыскательские работы. Диаров попросил включить этот вопрос в План природоохранных мероприятий компании.
ИСТОРИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НЕ ЗАКОНЧЕНА
Главный специалист Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Бостан СУЛЕЙМЕНОВ отметил, что по сравнению с прошлым разом есть положительный сдвиг – видимо, имея в виду подготовленность представителей ЭМГ. Он поинтересовался, за счёт чего уменьшились выбросы и по каким ингредиентам; насколько снизились объёмы накопленных нефтешламов.
По словам Абитовой, в настоящее время на территории НГДУ «Доссормунайгаз» и НГДУ «Жайыкмунайгаз» функционируют две УПГ (установка подготовки газа), и с 2013 года переработанный газ передаётся населению, за счёт этого сократилось количество печей подогрева. Сокращение выбросов по ингредиентам за девять месяцев 2015 года: оксид углерода – на 4,8 тонны; сернистый ангидрид – на 0,81 тонны; диоксид азота – на 0,653 тонны; оксид азота – на 0,106 тонны; метан – на 4,8 тонны.
Сокращение отходов достигается за счёт строительства приустьевых площадок с канализационным затвором. Ещё один фактор – замена устаревших трубопроводов на стекловолокнистые для исключения порывов.
В своей презентации представители ЭМГ похвастали, что снизили объёмы водопотребления. Сулейменов поинтересовался, за счёт чего. Задал вопрос и по историческим загрязнениям:
– В своей презентации вы сказали, что были полностью ликвидированы исторические загрязнения. Но теперь вы опять заказываете проект по их ликвидации. Как это понять?
Ответ ЭМГ:
– В 2014 году было построено водоочистное сооружение на месторождении «Забурунье», а в 2015 году – на месторождении «Кисимбай», поэтому сократилось потребление воды. В 2016 году планируется строительство водовода от месторождения «С. Котыртас» до месторождения «В. Макат», тем самым мы планируем снизить потребление пресной воды.
По историческим загрязнениям:
– В 2012 году был разработан проект рекультивации. Согласно данным проекта, площадь исторически загрязненных земель составила 119 гектаров контрактной территории и более 240 га законтрактной территории. Целью данного проекта была очистка поверхностных исторических загрязнений на глубине 30-50 см. На сегодняшний день стоит вопрос очистки исторических амбаров уже на глубине 1-10 метров.
Б. Сулейменов:
– Я никогда не ставил вопрос об экономии питьевой воды, я не говорил, чтобы люди меньше пили. Разговор идёт о потреблении воды в производственных циклах. И получается, что вы никаких мер по экономии воды в производстве не применяете. По историческому загрязнению: вы говорите так, как будто только сегодня узнали об этом. Уже лет 25-30 есть информация, что нефтяное загрязнение залегает на глубине до 9 м.Я считаю, что работа по ликвидации исторических загрязнений выполнена наполовину.
ЕЩЁ НЕМНОЖКО РЕКОМЕНДАЦИЙ
Присутствовавший на слушаниях директор ТОО «Батыс сараптама» Малик САГИТОВ предложил ЭМГ сдавать в аренду шламонакопители:
– В своё время ЭмбаМунаГаз вынужден был построить большое количество шламонакопителей, потому что объём замазученного грунта был накоплен ещё с советских времен. Сейчас у компании нет необходимости держать такое их количество, и почему бы не передать часть в аренду или продать? Вокруг месторождения ЭМГ находится очень большое количество маленьких компаний, которые тоже занимаются нефтедобычей, но в меньших объёмах. Они тоже вынуждены, согласно предписаниям департамента экологии, строить свои полигоны. Также при участии в тендерах требуется персональный шламонакопитель, в связи с этим происходит увеличение этих полигонов, т. е. происходит громадное загрязнение земли.
Представители компании обещали рассмотреть этот вопрос. От общественности были ещё вопросы, но скорее рекомендательного характера. Таким образом, слушания ЭМГ были признаны состоявшимися.
Сауле ТАСБУЛАТОВА