Атырау, 29 декабря 03:10
 будет пасмурноВ Атырау -2
$ 521.81
€ 543.67
₽ 5.05

Зейнулла Какимжанов: «Нурлан Утебович полностью отдавал себя работе, сжигая своё здоровье»

19 680 просмотров

Image 0Экс-министр государственных доходов и финансов РК Зейнулла КАКИМЖАНОВ написал пост в Facebook о бывшем премьер-министре Казахстана Нурлане БАЛГИМБАЕВЕ.

Близко знал Нурлана Утебовича с января 1999 года, когда я был назначен в Правительство, которое он возглавлял. До этого времени мы были связаны служебными отношениями, когда он был министром энергетики, а я руководил Народным банком. Потом я был помощником президента. В мою задачу входило выявление недостатков работы Правительства и доклад о них президенту Республики. Понятно, что при таком раскладе наши отношения не могли быть хорошими.

Но во время работы в его Правительстве у нас сложились крепкие мужские отношения, которые с годами стали переросли в мужскую дружбу. В те годы я был министром госдоходов. Это были кризисные годы, когда цена на нефть была около 8 долларов за баррель, золотовалютные резервы страны были немногим более 100 млн американских долларов, инфляция измерялась десятками процентов. Текущие поступления в доходной части едва покрывали базовые социальные обязательства бюджета.

Каждое утро в 9.00 мы встречались, обсуждали прогнозы доходов и меры по повышению их поступления. В те годы все наши предложения принимались моментально президентом страны и премьер-министром. Главные меры – это повышение доверия со стороны бизнес-сообщества к проводимой экономической политике, повышение транспарентности крупных экспортёров, создание максимально благоприятных условий малому и среднему бизнесу, аграрному сектору. Всё делалось очень быстро и в комплексе. Из кризиса мы вышли быстро и вошли в фазу роста.

Была проведена безупречно девальвация в апреле 1999 года. Все её пункты были одобрены президентом страны. Нурлан Утебович взял всю ответственность за её возможные негативные последствия на себя лично и об этом публично заявил по телевидению накануне проведения девальвации, разъясняя людям её причины, её необходимость, меры её проведения. Последствия могли быть очень плохие, так как весь ЗВР на момент проведения девальвации составлял всего 150 млн американских долларов, и мы могли спалить все резервы, потерять контроль курса тенге, разогнать спираль инфляции и получить пустой бюджет. Но всё прошло хорошо, в течение четырёх дней все меры были реализованы, рынок пришёл в равновесие, были созданы условия для последующего роста экономики.

Сейчас всё звучит по-деловому спокойно, но я видел все переживания своего премьер-министра. Каждый день был как тяжелая ноша от огромной ответственности и необходимости ежеминутно принимать важные масштабные экономические решения. Состав того Правительства был очень интересный. Было много самостоятельных, по-хорошему амбициозных личностей, каждый со своим мнением, подчас самым лучшим, как каждому тогда казалось. Нурлану Утебовичу стоило огромных усилий управлять и координировать работу не совсем опытных министров.

Нервы у него были каждую минуту на пределе.

Сейчас все мы знаем, что причиной всех тяжёлых заболеваний являются чрезмерные стрессы. Я знаю, по рассказам Нурлана Утебовича, историю его жизни. Я видел его в годы премьерства. Уверен, это были самые трудные годы, месяцы и дни его жизни. И он вел себя очень достойно.

Нурлан Утебович узнал о своём диагнозе более года назад. Была надежда, что всё пройдёт благополучно, но более чем пять месяцев назад всё пошло не совсем благоприятно. Он боролся, но знал, что шансов становится всё меньше.

На этой фотографии, сделанной в 4 августа этого года, в Турции, где он находился на реабилитации и куда я прилетел побыть с ним, он выглядит сильным, красивым, улыбающимся мужчиной. Но всего сутки до этого мы говорили с ним о смерти. Он знал сроки, отпущенные ему. Он готовился к ней. Делал это внешне предельно спокойно, стараясь не доставлять всем близким без того возникшую боль и переживания. Я благодарен ему за его очередные, но в этот раз последние уроки — как думать о смерти и как её встречать. К сожалению, мы всегда боимся об этом говорить. Но если тебе кто-то даёт такой урок, то это один из самых ценных уроков жизни.

Перед отъездом я попросил сделать фотографию. Каждый мысленно понимал, что мы делаем последний наш совместный снимок в жизни. Ему было уже очень тяжело в те дни, он обнял меня, я не глядел на него, но я почувствовал, как он собрался и улыбался на фотографии. Таким он и останется в моей памяти. Я приезжал десять дней назад в Атырау навестить его. Он сохранял ясный ум, контроль своего состояния. Мы попрощались.

Сегодня Нурлан Утебович Балгимбаев покинул наш мир. Ушёл спокойно, в хорошем сознании, контролируя каждый свой шаг.

Мы часто мало знаем о жизни людей из политики, бывает негативное отношение, незаслуженное или таковое. Но в этих строках я хотел сказать, что в те годы, когда я работал рядом с ним, Нурлан Утебович Балгимбаев полностью, до минуты, до капли крови отдавал себя работе на благо людей и благо страны, сжигая своё здоровье.

Кто верит мне, пусть почтит его память и в душе произнесет: «Иманды болсын, Нурлан Утеб-улы. Жаны жанатта болсын».

Источник: Личная страничка Зейнуллы Какимжанова в Facebook

16 октября 2015, 12:34

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.