Атырау, 27 декабря 12:02
 ясноВ Атырау +1
$ 515.25
€ 535.91
₽ 5.18

Труба, вертолёты и изменчивая Эмба

10 972 просмотра

Image 730 сентября в гостинице «Ренессанс» прошли общественные слушания по плану природоохранных мероприятий АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК-К) на 2016 год.

ОНИ И ТАК ДЕЛАЮТ ОБЛЁТЫ

Председателем слушаний по предложению начальника областного управления регулирования природопользования и природных ресурсов Орака БИСЕМБИЕВА была избрана руководитель Жайык-Каспийского Орхусского центра Шнар ИЗТЛЕУОВА.

КТК представлял заместитель главного менеджера по вопросам охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды Алексей МИНГАРЕЕВ.

Компания КТК-К эксплуатирует нефтепровод Тенгиз-Новороссийск общей протяженностью около 1,5 тысяч километров. Протяженность магистрального трубопровода на казахстанском участке - 460 км. А. Мингареев напомнил, что в сентябре 2015 года после реконструкции были запущены нефтеперекачивающие станции «Тенгиз» и «Атырау», мощность которых позволит увеличить перекачку казахстанской нефти до 55 млн тонн (а в целом по системе КТК до 67 млн тонн).

- Благодаря возросшей пропускной способности значительные объемы казахстанской нефти будут направлены на мировой рынок, - сказал А. Мингареев.

План мероприятий по охране окружающей среды презентовала инженер по охране окружающей среды АО КТК-К Салтанат САПАРОВА. В 2016 году компания намерена затратить на эти цели 94,5 млн тенге. Более половины этой суммы- 55,9 млн тенге - предусмотрены на пешее и вертолетное обследование нефтепровода.

Image 0Руководитель ОО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА по этому поводу сказала:

- Ваш план природоохранных мероприятий грешит таким же главным недочётом, как планы ТШО, Аджипа и т. д. Во главу угла вы ставите свои технологические процессы и решаете свои технические задачи. И только где-то в конце и очень низкие суммы закладываете в собственно природоохранные мероприятия.

В частности, Чернова подвергла сомнению пункты плана «Техническое обслуживание газотурбинных установок» (компания закладывает на его реализацию 10,5 млн тенге) и «Вертолетный облет» (55,9 млн).

- Ваше предприятие относится к первой категории опасности и вы, чтобы сократить риски и угрозы, осуществляете вертолётные облёты для обследования трубопровода, улучшаетеработу газотурбинной части. Зачем вы это включаете в план природоохранных мероприятий? Причем суммы закладываются гигантские. А на установку тех же птицезащитных устройств - копейки (785 тысяч тенге. – С. Т.). 20 новых устройствна 1,5 тысяч километров. А сколько гибнет краснокнижников: орлов, беркутов, мы постоянно отмечаем эти участки. Ну кого вы смешите?

Также Чернова спросила, почему компания не учитывает в плане природоохранных мероприятий увеличение объемов прокачки нефти:

- Вы будете использовать тот же резервуарный парк на Тенгизе и в городе. Как скажутся дополнительные нагрузки?

А. Мингареев: Помимо существующих 5 станций по всей длине трубопровода идет строительство еще 10 станций. И в Казахстане, и в России нагрузка равномерно распределена, никаких дополнительных нагрузок на существующие станции не будет. Колоссальное расширение объема перекачки идет на территории РФ, там строится большое количество новых гигантских резервуаров, и основной риск у нас там.

«ВОНЬ – НЕ ОТ НАС!»

Image 1

Главный оппонент инициаторов общественных слушаний академик Муфтах ДИАРОВ, задавал совершенно конкретные вопросы, но не на все получил конкретные ответы. К слову, общественники в целом остались недовольны, т.к. со стороны КТК-К присутствовало мало специалистов, которые могли бы дать точный ответ - за всех отдувались два эколога предприятия.

В частности, М. Диаров просил назвать количество резервуаров и как учитывается их влияние на окружающую среду.

С. Сапарова: На НПС «Тенгиз» и «Атырау» по 4 нефтяных резервуара объемом по 20 тысяч кубов каждый. При загазованности, как вы знаете, возможен взрыв, поэтому по периметру резервуаров установлены специальные датчики, они улавливают взрывоопасные смеси, сероводород и метан, ежесекундно ведется газомониторинг...

- Какие результаты показывают ваши датчики? И днем и ночью в городе воняет…

А. Мингареев: По поводу выбросов в атмосферный воздух - у меня у самого возник вопрос: почему в районе НПС запах нефти? Как мне объяснили наши специалисты, не всё так просто. Запах имеется, но рядом находится шламонакопитель, который к КТК не имеет никакого отношения. И когда ветер дует в сторону дороги, идет очень сильный нефтяной запах. Если говорить про станцию «Атырау», там находится муниципальная свалка, и сильный запах помойки влияет на наших работников. Мы ежеквартально ведем замер по выбросам в атмосферный воздух, по результатам замеров у нас никаких превышений за последний год не было.

Image 5

На слушания пришла известная уже многим общественница, ветеран «Эмбамунайгаза» Окиза МАХАМБЕТОВА - та самая жылыойская апа, которая на слушаниях ТШО поставила вопрос о пересмотре контракта по Тенгизскому месторождению в пользу большего участия Казахстана:

- Трубопровод проходит через нашу землю. Поэтому мы требуем, чтобы нам давали еженедельную сводку о загрязнении воздуха, грунта и воды, - со свойственной ей прямотой обратилась апа к представителям КТК-К. – Также ставлю вопрос о необходимости создания исследовательского института контроля над отклонениями в воздухе.

Директор аналитической лаборатории по охране окружающей среды Галия УМБЕТАЛИЕВА добавила:

- Включите научные исследования в план мероприятий, докажите, что это не вы являетесь загрязнителем.

А. Мингареев: Тысячекилометровый трубопровод - полностью герметичная система. Для нас потеря каждой капли нефти это большой урон, поэтому труба ничего в воздух не выбрасывает, соответственно, почва и водные поверхности не загрязняем. У нас нет никаких технологических процессов переработки. Что касается нефтеперекачивающей станции - труба, в которой находится нефть, герметичная, просто насосами ускоряется её поток по трубе, поэтому никакой связи с окружающей средой нет и быть не может. Если даже будет, то я вам гарантирую, что по отбору проб никаких изменений не будет, потому что тут ничего не выбрасывается.

Окиза апа: Вы меня, конечно, извините, но превышения есть. Просто всё в строгой секретности держится. За семью печатями.

М. Диаров оспорил слова Мингареева по поводу герметичности трубы, припомнив неудачный кашаганский опыт:

- С самого начала операторы хваленого нашего Кашагана тоже так говорили, и что получилось в итоге. А почему вы не допускаете, что может быть утечка в сварных швах? Потом, у вас есть нефтяные эстакады. Мы не желаем вам ничего плохого, мы хотим, чтобы вы чисто работали.

ЗА РЕКОЙ НЕ УГНАТЬСЯ

Диаров задал вопрос по испарительным бассейнам, куда сбрасываются сточные воды: об их количестве и влиянии летучих элементов на окружающую среду.

Image 6

По словам Ирины СЫСОЕВОЙ, заместителя директора ТОО «Актино-СКБ» (подрядная организация КТК-К, которая ведет экологический мониторинг. – С. Т.), на предприятии один испарительный бассейн объемом 6 тысяч кубов.

- Система сбора и хранения сточных вод не оказывает никакого воздействия на окружающую среду, т.к. в пруд сбрасывается только очищенная вода, - ответила она.

- Абсолютно чистой воды не может быть, т.к. по трубопроводу качается тенгизская, жанаозенская, кенкиякская, карачаганская нефть. Все меркаптаны идут сюда…

- Меркаптаны в сточные воды не попадают, у нас предприятие перекачивающее. Полученная нефть заранее очищается от сероводорода и меркаптана. У нас есть лаборатория, она круглосуточно ведет контроль по составу, меркаптанов нет.

Image 4

Главный специалист Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Бостан СУЛЕЙМЕНОВ задал вопрос по поводу повторного использования воды:

- Если очень чистая вода, загрязнений нет, то почему ничего не сказано по поводу повторного использования воды? Какое количество воды вы сэкономите в 2016 году?

И. Сысоева: Дело в том, что повторное использование в данном технологическом процессе не требуется, потому что вода ни для охлаждения, ни для производственных нужд не используется. Сейчас рассматривается вопрос об установке дополнительной очистки и использовании воды для полива зеленых насаждений. Поскольку в компании ведется расширение, воды чуть больше тратим, количество персоналаувеличилось. Но действительно идет постоянная экономия, цифры могу сказать позже.

Б. Сулейменов также задал вопрос по поводу русла реки Эмба:

- КТК изменил трассу, проект был согласован со всеми инстанциями. Но река Эмба со временем стала пересыхать, иногда меняет русло. По проекту, чтобы обеспечить сток Эмбы в море, у компании было предусмотрено водопропускное устройство под трубопроводом, поэтому труба не препятствовала стоку. Со временем Эмба изменила русло и сейчас натекает на трассу трубопровода. В том месте, где течет Эмба, трубопровод перегораживает сток реки в море. В связи с этим на этом новом месте необходимо обеспечить беспрепятственный сток. Его обязательно надо включить в план природоохранных мероприятий. В этом году разборки были, природоохранная прокуратура направила представление в адрес КТК. Но компания ссылается на то, что проект согласован. Да, по документам предъявить претензии мы не можем, но за этот период изменилось гидрогеологическое состояние реки, в связи с этим вы должны принять соответствующие природоохранные меры. Если вода будет накапливаться весной, то это нарушит как водную систему, так и рыбную.

И. Сысоева: Да, действительно Эмба меняет русло, но всё равно устойчивый переход реки в море остается. Переносить трубу ежегодно мы не в состоянии.

Ответы представителя компании не удовлетворили Бостана Шамешевича. Договорились, что на этот и другие вопросы компания даст письменные ответы.

А ПОДАТЬ СЮДА «ВЕСТ ДАЛА»!

Задавались вопросы по отходам: какая организация занимается вывозом и что делает с ними, где сжигает?

По словам С. Сапаровой, договор на вывоз и утилизацию отходов заключен с ТОО «Вест дала», в прошлом году компания КТК сдала 54 тонны отходов. А по мнению общественников на слушаниях должны были присутствовать представители «Вест дала» и объяснить, что они делают с отходами. Аналогичный вопрос, кстати, возник на недавних слушаниях оператора Кашаганского проекта NCOC.

А. Мингареев: На основании тендера мы выбираем надежныхподрядчиков. Мы за деньги передаем им свои отходы, сами с ними никак не обращаемся. Мы платим за это. И дорого платим. Я думаю, что компания«Вест дала» так же, как и мы, проводит общественные слушания, и общественность имеет право задать им эти вопросы.

Ш. Изтелеуова: Очень много вопросов возникает по «Вест дала». Необходимо, чтобы они тоже проводили открытые общественные слушания.

И обращаясь к представителям общественных организаций, добавила:

- Вы можете мне на электронную почту написать, я официально оформлю письмо и перешлю в управление природных ресурсов.

Что касается озеленительных работ: общественность интересовало, предусматривает ли компания, помимо санитарно-защитной зоны, дополнительное озеленение города?

А. Мингареев: Те моменты, которые мы включаем в природоохранный план, это всё связано с нашим производством. То, что делается дополнительно, относится к корпоративной социальной ответственности. Это всё есть: социальная поддержка детей, школ, в том числе озеленение.

В заключительном слове О. Бисембиев напомнил компании про установку автоматических станций мониторинга атмосферного воздуха, а также высказал пожелание, чтобы компания активно участвовала в вопросах озеленения города.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

Фото автора

5 октября 2015, 09:49

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.