По инициативе департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции прошла встреча руководства АО «АТЭЦ» с прессой и представителями общественности.
Тема - исполнение монополистом инвестиционной программы на 2013-2015 годы и подача заявки на повышение тарифа по тепловой энергии на 2016-2020 годы.
На встрече присутствовали общественный активист Талгат АЯН и председатель МОО «Независимое поколение Казахстана» Улугбек ТНАЛИЕВ.
«ДАРЕМ ОТКАЗАЛ ПО МНОГИМ ПУНКТАМ»
Сначала президент АО «АТЭЦ» Мухамбеткали КАЛИЕВ рассказал об исполнении инвестиционной программы за 2013-2015 годы.
Объём инвестиционных обязательств ТЭЦ на этот период по реконструкции и техническому перевооружению существующих активов составил 15,5 млрд тенге, из них по тепловой энергии 2,14 млрд. Как эти деньги были потрачены?
По словам М.Калиева, на эти средства были приобретены установка по дегазации трансформаторного масла и испытательная лаборатория для электросетей, произведена замена электрощитов и фильтров цеха химводоочистки, реконструированы открытые распределительные устройства напряжением 35 и 110 киловольт, построен новый турбоагрегат мощностью 100 мегаватт (в ноябре сдадут в эксплуатацию) и станционный котел №14, выполнена реконструкция каналов технического водоснабжения и турбоагрегата №4 (мощность доведена с 22 до 25 мегаватт), начат монтаж газотурбинной установки мощностью 60 мегаватт (сдача в эксплуатацию ожидается в 2017 году), заменены насосы и циркуляционные водоводы.
Как мы уже сообщали, АО «АТЭЦ» подало заявку на повышение действующего тарифа на производство и снабжение тепловой энергией с 1 января 2016 года с 5 515,03 до 9 739,14 тенге за Гкал, т.е. на 76,6%, сроком на пять лет (см. «Тариф повысят, но потом не будут менять пять лет!»). Калиев сообщил, что предприятие запланировало за счет это повышения тарифа собрать прибыль в размере 18,3 млрд тенге за пятилетку, в том числе 3,2 млрд тенге по тепловой энергии, и направить их на модернизацию. Что это даст?
- Это повысит надежность и экономичность основного и вспомогательного оборудования, улучшит качество и количество услуг, предоставляемых ТЭЦ, даст возможность снизить расход сырья, материалов, топлива, износ оборудования и воздействие на окружающую среду, - заявил Калиев. - Детали инвестиционной программы я перечислять не буду. Дело в том, что департамент по регулированию естественных монополий отказал нам в утверждении инвестиционной программы на 2016-2020 годы по многим пунктам. Мне сообщили, что из 3,2 млрд тенге инвестиций, запланированных на предстоящие пять лет, оставлено только 1 млрд 80 млн тенге.
«КРЕДИТЫ НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМ»
Затем руководитель ТЭЦ ответил на вопросы.
- Сколько тепла, произведенного ТЭЦ, используется г.Атырау, и какую долю в мощности ТЭЦ составляет этот объём?
- Город зимой потребляет около 250 Гкал в час. Это половина мощности станции.
- Насколько повысилась тепловая мощность ТЭЦ за счет работ по инвестиционной программе 2013-2015 годов?
- В результате реконструкции тепловая мощность увеличилась на 10%
- Вы пробовали привлекать других инвесторов, чтобы не повышать тариф – привлекать банковские займы, например, или средства учредителей?
- В начальный период, в 2009-2011 годы, когда мы начинали обновление активов ТЭЦ, акционеры предприятия инвестировали часть средств. Остальные средства на модернизацию мы получали за счет предельного тарифа на электроэнергию, утвержденного правительством РК (речь идет о постановлении правительства 2009 года, которым было предусмотрено повышение отпускных цен на электроэнергию, вырабываемую Атырауской ТЭЦ (в тенге за 1 кВт.ч), в том числе: на 2012 год – 6,3, 2013 год – 6,7, 2014 год – 7,0 и 2015 год – 7,3. – М.С.). За счет этого мы выполнили все свои инвестиционные программы.
Кредитные ресурсы мы никогда не привлекали. Это всё равно легло бы на плечи потребителей, я имею в виду затраты по обслуживанию кредита, что привело бы к увеличению затрат и соответственно к повышению тарифа. По этой причине мы избегаем кредитов.
- Почему в инвестиционной программе каждого года вы закладываете средства на модернизацию химводоочистки, ведь она была построена три года назад?
- Несколько лет назад нами была построена новая химводоочистка мощностью 100 тонн воды в час. Введя её в эксплуатацию, мы приступили к обновлению старых химводоочистных сооружений, мощность которых 200 кубических метров воды в час. В заявку на 2017-2018 годы мы включили монтаж новой химводоочистки, работающей по новой технологии - без использования химических реагентов.
ПАР ДЛЯ АНПЗ
- Вы только что сообщили, что г.Атырау зимой использует до половины тепла, производимого ТЭЦ. Половина остается невостребованной. Тогда зачем наращивать тепловую мощность ТЭЦ?
- Потому что воды много теряется...
- Департамент по регулированию естественных монополий сейчас требует от монополистов активизировать борьбу с потерями...
- Вы говорите о работе, которую ведут в АО «Атырауские тепловые сети». Внутри ТЭЦ мы своими потерями сами занимаемся. Вдобавок ТОО «АНПЗ» в эту зиму начнет покупать у ТЭЦ горячий пар...
- Пусть тогда АНПЗ вкладывается в вашу инвестиционную программу.
- Зачем... АНПЗ запросил у ТЭЦ технические условия на приобретение горячего пара для производственных целей.
- Сколько процентов от тепловой мощности ТЭЦ составят покупки АНПЗ горячего пара?
- АНПЗ запрашивает до 80 тонн. По тепловой мощности это небольшая нагрузка. Получается 50-60 Гкал в час. Но по воде потери ощутимые - 80 тонн. Чтобы стабильно отапливать город, нам нужно этот объём восполнять!
- У ТЭЦ еще и действие предельного тарифа на производство и снабжение электрической энергией в 2015 году заканчивается...
- Да. До конца нынешнего года правительство РК должно решить судьбу предельных тарифов на электрическую энергию. Снова утвердить удорожание электричества по годам или принять другое решение.
- Вы подавали заявку на повышение тарифов до девальвации тенге или после?
- Вы хотите спросить, повлияла ли на нас девальвация? Зависит от того, что мы покупаем. Основным пунктом затрат ТЭЦ является топливо. Это составляет 60% всех наших затрат. Мы покупаем природный газ в тенге. А пять лет назад у нас был с ТШО долларовый контракт на поставку газа. После первой девальвации мы провели переговоры с поставщиком и добились перевода контракта на национальную валюту.
Часть запасных частей, оборудования мы приобретаем в России. Конечно, на деле выйдет дороже, чем мы указали в заявке. Посмотрим, что ответит департамент.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото автора