Российская сторона должна принести извинения за подбитие ракетой ПВО гражданского самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), заявил депутат парламента Азербайджана Расим Мусабеков в интервью местному изданию Turan вечером в четверг, 26 декабря, передает DW.
"Самолет был сбит на территории России, в небе над Грозным. И отрицать это невозможно", - говорится в сообщении Мусабекова. Депутат входит в комитет по международным отношениям и межпарламентским связям меджлиса Азербайджана.
По словам Мусабекова, вместо того, чтобы "действовать адекватно ситуации и принести извинения", в России "некоторые совершают определенные действия в медиа, чтобы заметать следы". "Те, кто совершил это, должны быть привлечены к уголовной ответственности, необходимо выплатить компенсации за гибель людей и пострадавшим. Если не будет этого, то отношения, конечно, перетекут в другую плоскость", - заявил парламентарий.
Депутат также напомнил случай принесения извинений и выплаты компенсаций азербайджанской стороной за крушение российского военного вертолета во время "44-дневной войны 2020 года", когда, по его словам, виновные понесли наказание. "Таковы цивилизованные отношения. Если работает ПВО, то аэропорт должен быть закрыт, должно быть оповещено, чтобы сюда никто не прилетал", - подчеркнул Мусабеков.
Самолет AZAL был сбит российской ракетой
Самолет Embraer 190 азербайджанской авиакомпании AZAL, выполнявший рейс J28243 из Баку в Грозный, упал в степь и разбился утром 25 декабря. Причиной крушения самолета близ казахстанского города Актау стала российская ракета класса "земля-воздух", сообщили интернет-издание Euronews и агентство Reuters со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана. По их словам, ракета была выпущена по лайнеру во время полетов беспилотников над Грозным и ее осколки поразили пассажиров и членов экипажа, взорвавшись рядом с лайнером в середине полета.
Собеседники Euronews сообщили также, что, несмотря на просьбы пилотов об экстренной посадке, поврежденному самолету не разрешили приземлиться в российских аэропортах и приказали лететь через Каспийское море в сторону Актау. Согласно полученным данным, системы GPS-навигации самолета были заглушены на всем пути полета над морем.
Носовая часть потерпевшего крушение воздушного судна полностью выгорела, в то время как хвостовая часть отвалилась и уцелела. На борту самолета находились 67 человек, в том числе пять членов экипажа. В результате авиакатастрофы погибли 38 человек. Согласно последним данным, выжили 27 пассажиров и два члена экипажа, в том числе одна из стюардесс.