Этих двух ребят, беззаботно прогуливающихся по Жилгородку, просто невозможно было не заметить: люди на них оборачиваются, детишки улыбаются, водители сигналят… Те в ответ всем приветственно машут и, знай себе, идут дальше. И дело даже не в табличках с надписью «Добро», которые прикреплены к огромным рюкзакам странной парочки, а в абсолютном счастье и свободе, которые они излучают. В общем, пройти мимо и не докопаться до них для меня было бы преступлением.
МАМА РАЗРЕШИЛА
Как выяснилось, молодые люди, несмотря на сентябрь, только что искупались в Урале и были в приятном возбуждении. Парень назвался Егором ШАХОВЦЕВЫМ из Москвы, а девушка представилась Светланой МИКУШИНОЙ, она из Павлодара. Ребята путешествуют автостопом, уже обошли-объездили половину России, Белоруссии, а потом у Светы закончился срок действия миграционки, и они с другом Егором приехали в Казахстан.
Сыпля названиями городов и сельских местностей, девушка и парень, например, рассказали, как жили в парке в Питере.
–…У нас были только макароны, и мы зашли в ближайшее кафе и попросили повара сварить их для нас, – говорят они. – Есть очень хотелось. Конечно, нам не отказали и попутно предложили подработать. Мы согласились.
Егора взяли раздавать рекламные буклеты, а девушку приняли официанткой.
– Всё заработанное мы потратили на шоколадки и чипсы. Поработали несколько дней, а потом пятки начало жечь – значит, нам пора в путь. Покидали свои пожитки в рюкзаки и пошли вон из города.
Набирающий популярность и у нас в «пост-совке» дауншифтинг (многомесячные, как правило, очень бюджетные путешествия по странам мира без конкретной цели) обычно ассоциируется с теплыми странами. Но вот, поди ж ты, и по странам Таможенного союза люди бродят (пока на дворе тепло, конечно) и получают наслаждение. Тем более, если мама разрешает…
– А как родители отнеслись к тому, что вы уходите из дома непонятно куда, с девушкой из Казахстана? – спросила я Егора.
– В первый раз я пошел в Питер из Москвы. Мама меня не понимала. «Сын, есть нормальные, цивилизованные способы добираться до места назначения, например, поезд…», – сказала она. Но я хотел именно автостопом. Чуть позже, когда я был уже в пути, мама позвонила, благословила меня и пожелала счастливой дороги. В тот раз всё прошло благополучно, мама вздохнула и отпустила.
– Моя мама тоже поначалу была против, – пожимает плечами Света. – Но я всегда на связи, каждый день звоню, сообщаю, где я, что произошло за день, чем я питаюсь, где собираюсь спать. Она переживает, конечно, но… я путешественница!
ОБОГРЕЛИ, ПОДЛЕЧИЛИ
– И куда вы отправились из Питера?
– Конкретного маршрута не было. Мы шли по трассе, наблюдали красоты природы, фотографировали, как вдруг притормозила машина. Как выяснилось, девушка, сидящая за рулём, держала путь в Белоруссию. Ей, видимо, было скучно, и она предложила составить ей компанию – мы согласились. Уже в Полоцке, в её доме, мы отдохнули, а наутро двинулись в Минск. Конечно, пешком. Где-то в семи километрах от города нас подобрал дядя Коля на газели. «Садитесь, довезу, только у меня грязно в машине», – застенчиво сказал он. «Дядьколя» дал нам свой номер телефона и предложил ночлег.
– …Я тогда был немного простужен, мы опрометчиво спали под мостом накануне – там было особенно ветрено, – вспоминает Егор. – А этот чудесный мужичок так разрекламировал свою пасеку и дом за городом, что мы решили воспользоваться его предложением. Он меня и вылечил: душистый мёд, чай на травах, его гостеприимство и особая аура в жилище, в общем, проснулся я, как огурчик.
– …А помнишь ту женщину, которая накормила нас до отвала?
– Конечно! Представляете, у неё двухкомнатная, в которой живут семь человек, – рассказывает Егор. – А она еще и нас притащила. Достала мясо, сварганила суп. «А мы вегетарианцы, мы такое не едим», – робко признались мы. «Батюшки! – всплеснула она руками: – И чем же вас накормить?» В ход пошли овощи, фрукты, молочное. Мы отпали от стола, как клещи от дохлой лошади – с набитым пузом, а она всё переживала и удивлялась, как можно наесться без мяса.
– Неужели не встречались в пути нехорошие люди?
– Представьте себе, нет. Мы просто идём по трассе и редко кого «стопим», люди сами останавливаются и, если нам по пути, едем вместе, – говорит Егор. – Ситуаций, когда мне пришлось бы защищать Свету или себя, не было. Многие люди, которые с нами знакомятся, признаются, что и сами бы хотели вот как просто взять и закинуть на плечи рюкзак, двинувшись куда глаза глядят, но… работа, дом, семья.
ДОБРЫЙ ТАКСИСТ ИЗ АТЫРАУ
– Правда, был случай, когда мы не на шутку испугались за свои жизни, – вспомнила Света.
Как рассказала девушка, это произошло в лесу. Ребята расположились на ночлег на живописной опушке: соорудили палатки, разожгли костер, Света записывала на мобильный видеоотчёт о прожитом дне для мамы, а Егор налаживал горелку. Вдруг стало необычно тихо, в ближайших кустах послышался треск сухих веток, и путники почувствовали, что за ними кто-то недобрый наблюдает.
– Сначала один, потом второй, третий… я насчитала всего десять бродячих собак, вышедших к нам из подлеска, – расширив глаза от воспоминаний пережитого, говорит Света. – Мы застыли. Стая куда-то конкретно направлялась, а наш лагерь был расположен на их пути. Все собаки, не сводя с нас глаз, молча прошли мимо. Последний пёс был больше и выше остальных, наверно, он был среди них главным.
– Вожаком, – подсказывает Егор и продолжает:
– Он остановился и несколько секунд, переводя взгляд то на Свету, то на меня, внимательно смотрел. Не рычал, не скалился, но он буквально пригвоздил нас. Ох, и глаза у него были! Никогда я не испытывал ничего подобного, такого страха и восхищения, просто глядя в глаза животному… Потом он ушёл за своей стаей. А мы ещё несколько минут не смели пошевелиться.
– …А вообще самое страшное в путешествии автостопом не люди, не животные, а автокатастрофы, – подытоживает девушка. – Вот про Атырау нам наговорили, что, мол, люди здесь суровые, помощи от них не ждите. А вот и неправда. Один мужчина, увидев нас, остановился и, узнав, что мы путешественники, предложил показать достопримечательности города. Потом по нашему желанию отвёз нас на пляж…
– А вам есть где переночевать? Можете у меня, – вот и я, обезоруженная их доброжелательностью, сую им свой номер телефона. – Эх, я бы с вами, да вот только…
– Понимаем, работа, дом. А за предложение спасибо, но нас уже ждут в другом месте, – поблагодарила парочка. – Завтра утром мы уже в Астрахань едем – один добрый тутошний таксист…
– Таксист? Добрый? В Атырау?!
– Ну да… А что? На вокзале он предложил нам ехать до Астрахани. Мы признались, что мы бюджетные туристы, а он, мол, бесплатно, бесплатно… Вот он нас завтра будет ждать, сказал, без нас никуда не поедет.
– Во дела!
– Ну, пока! Счастливо.
– Пока… И вам. А домой-то когда?
– В конце сентября! – кричат они мне уже издали. – Наверное.
– А что значит «Добро» на рюкзаках? – кричу им, ведь совсем забыла спросить.
– А то и значит! – орут они в ответ и смеются. – Добро оно и есть добро!
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора