Знаменательным культурным событием этого года можно смело назвать выставку «Узоры Индера» по итогам пленэра, открытие которой состоялось 9 сентября в областном музее художественного и декоративно-прикладного искусства имени Шаймардана Сариева.
«РАБОТАЛИ С ШЕСТИ УТРА ДО ПОЗДНЕГО ВЕЧЕРА»
Пленэр (от французского en plein air – «на открытом воздухе») – это живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Все представленные на выставке картины – итог работы местных художников на природе, а именно – в ходе поездки в Индерский район.
Пленэр под названием «Узоры Индера» был организован по инициативе музея в рамках празднования 550-летия Казахского ханства. Всего в нём участвовало 18 атырауских живописцев, итогом их работы стали около 100 картин. Основные темы – индерские карьеры, живописные улочки районного центра и аулов, Урал, солёное озеро Туздыколь, место захоронения Махамбета… Представленные полотна отображают восхищение мастеров здешней природой, каждый из них открыл для себя Индер заново.
Художники, в числе которых Камбарбек Аманов, Телеубай Бактыгерей, Адильхаир Жантасов, Есим Арыстан, Манарбек Давлетьяров, Отарбай Кендир, Илья Жаханов и другие, не идеализируют увиденное: в их работах нашли отражение и живописная природа Индерского края, и ветхость, разруха наших окраин.
– Нечасто можно увидеть в одной экспозиции смешение не только разных техник, но и стилей. Одно и то же место каждый художник увидел по-своему, – говорит выпускник Суриковского художественного института, член Союза художников РК Камбарбек Аманов.
– Индер – одно из красивейших мест нашего региона, и при этом для многих он – загадка, – говорит Есим Арыстан. – Работали все много и увлечённо. С шести утра до обеда, потом чуть-чуть отдыхали – и шли на закат.
Представленные Есимом картины отличаются от его прежних работ. От них веет вдохновением, свежестью красок и в то же время спокойствием. Наверное Индер вот такой – внушающий созерцательное, задумчивое настроение. Но вот рядом работы другого художника, Нурсултана Калиева, который, кстати, в первую очередь известный в стране мастер по дереву. Яркие, солнечные краски, почти детское восприятие всего окружающего (картина «Аул Бодене») – это мироощущение Нурсултана передается зрителю, и Индер заиграл своей новой гранью.
«ПЛЕНЭРЫ ОТТАЧИВАЮТ МАСТЕРСТВО»
Картины Адильхаира Жантасова занимают целую стену. Даже есть панорамное полотно, состоящее из 4 картин. Очень живописны пейзажи «99-й карьер», где во всех деталях изображен чабанский двор, окруженный с трех сторон высокими холмами, и «Ежовый остров».
Работы Манарбека Давлетьярова, в отличие от многих других, выполнены скорее в авангардной манере. «Пленэр не обязательно академизм и демонстрация фотографичности окружающей среды, это в первую очередь передача игры солнечных лучей, состояния природы», – считает Манарбек.
На выставке есть несколько картин с изображением детей – вот группа мальчиков сидит на берегу реки («Ежовый остров» А. Жантасова), дети играют во дворе («Мой двор» Тлека Халина), а также портретов жителей Индера: технички Тони из гостиницы «Аксай» (Елеугали Даукенов), чабана Расула (А. Жантасов).
Мавзолей Махамбета почти у всех авторов представлен величественно. Огромный купол мазара великого воина и поэта в виде богатырского шлема, одинокий карагач рядом с могилой, вопреки всему раскинувший свои ветви в безводной степи – как символ стойкости и непреклонности.
– Любому художнику интересно и полезно бывать в новых местах. Индер является родиной многих значимых личностей, поэтому эти места настраивают на некую историческую волну. Всё это трогает и волнует, – делится впечатлениями от творческой поездки художник-искусствовед Нурлан Бермагамбет. По его словам, в отличие от других областей Казахстана в Атырау пленэры стали хорошей традицией, и такие выезды на природу очень помогают местным художникам оттачивать свое мастерство.
Профессор, член Союза художников РК Отарбай Кендир остается верен своему стилю. Он пишет картины, используя мастихин. Чувствуется уверенная рука большого мастера, и особенно хороши его произведения «Пять тополей» и «Могила Махамбета».
«ЭТО И ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ»
Заслуженный деятель культуры Казахстана и Киргизии Илья Жаханов в своем выступлении сказал, что это уже третий по счёту пленэр. Предыдущие два прошли в Атырау и в Кульсары.
– Пройдут годы, и эти картины станут историческим свидетельством для будущих поколений. Они смогут видеть какой был Индер, как протекал Урал… Это ведь живые образы нашей сегодняшней жизни, – сказал он. – Хорошая традиция положена – хочется надеяться, что такие пленэры будут иметь свое продолжение, и в будущем мы увидим на полотнах наших живописцев природу и людей каждого района нашей области. Считаю, картины должны быть представлены в первую очередь вниманию местного населения, т.е. первую выставку надо проводить именно в том районе, где непосредственно проходил пленэр.
Сам Илья ага в своих картинах как бы «подражая природе», старается не нарушать цветовую гармонию, используя все оттенки зеленого. Чувствуется у него и тяготение к классической живописи английских мастеров (Д. Констебл). В его произведениях – большая любовь к жизни, неиссякаемый лиризм. Отрадно видеть, что в свои 79 лет Илья ага полон творческих сил. Молодежи у нас есть с кого брать пример!
…У каждой местности своя энергетика. Когда я путешествовала по Индерскому району, у меня было такое ощущение, что время здесь течет медленно и размеренно. Скрывающиеся в карьерах изумрудного цвета соленые озера, бескрайнее озеро Туздыколь, родники, холмы, огромные камни-указатели по обочинам дороги, ведущей к Махамбету… Там и небо другое. Всё это чётко сохранилось в моей памяти. И эта выставка вновь вернула меня к незабываемым впечатлениям.
Зинат УРЫНБАСАРОВА
Фото автора