Охотники обычно люди разговорчивые, некоторые считают, что даже хвастливые. А наш герой оказался полной противоположностью такому расхожему мнению: он не умеет хвастать, он прост, как правда.
Пристрастие к охоте моего собеседника, жанбайца, выросшего в нарынских песках, началось еще в подростковом возрасте. Тогда для истребления серых хищников, которые наносили ущерб совхозным стадам, отправляли целые бригады охотников. И уже тогда мальчик Гани понимал, что среди этих шумных людей с ружьями мало настоящих знатоков волчьих повадок. Волки тонко различают запахи, они очень хитры, умны, им легко обмануть людей.
– То, что охота это большое искусство, я узнал от известных в наших краях охотников Канатбая ШАЛИКЕЕВА и Жантургана ШАХАЕВА, которые брали меня с собой на охоту. Тогда у меня и появилась страсть к охоте. По специальности я механизатор. Во время отстрела волков руководство совхоза отпускало меня с работы, чтобы я охотился, а зарплата выплачивалась. У меня была машина, с собой я брал одного-двух человек. За месяц я добывал 160-170 хищников. И мой труд оценивали достойно, – рассказывает Гани ХАМИДУЛЛИН (на снимке).
Он и сейчас, сразу после наступления весны, заводит свой «УАЗ», берет сына Ахмедияра и едет охотиться. В руках 12- и 16-калиберные ружья, около 15 капканов. Сегодня один патрон стоит 147 тенге. Это дорого, поэтому приходится экономить боеприпасы. Волки очень хитрые, они всегда идут против ветра. Как только учуят запах человека, исчезают. Но человека никто не перехитрил. Иногда охотник Гани идет по следам серого 20,
– Мы выходим из машины, и один из нас идет по следам, а другой следует чуть позади, с ружьем наизготовку. Волки очень осторожны, поэтому, когда мы приближаемся к стае, снимаем обувь и идем в носках. Если серый услышит малейший треск веток или шорох камыша, то можно попрощаться с ним. Его трудно догнать пешком. Иногда одного хищника мы берем за неделю, а то и за десять дней, – говорит охотник.
Он также ставит капканы на волков, закапывает их и сверху засыпает навозом. Охотники, кстати, показали нам на видео всю эту процедуру, очень интересно – никакого «Дискавери» не надо.

Весной начинается вылов волчат. По словам старого охотника, очень опасно уничтожать волчат в логове прежде, чем будут убиты их родители. Иначе не будет покоя стадам из близлежащих сел и зимовок.
– Были ли случаи, когда вас обхитрил волк? Или, наоборот, когда они сами попадались на ваши уловки?
– Почти шестьдесят лет я занимаюсь охотой. Были разные моменты – и смешные, и досадные. Однажды после моего выстрела волк упал. Я всегда после выстрела вынимаю оставшийся патрон из ствола и заряжаю ружье непосредственно перед очередным выстрелом, таковы правила предосторожности. И вот смотрю, мой волк убегает, оказывается, он просто потерял сознание на несколько секунд. Пока я снова заряжал ружьё, он был уже далеко. Можно считать, что он обманул меня.
– Можно ли приручить волчат?
– Скорее нет. Волчонок никогда не станет собакой. В присутствии человека он не ест, смотрит в другую сторону... Был случай, когда мы случайно задавили волка машиной. И не услышали ни стона, ни скуления. Волки очень гордые животные. Поэтому я считаю, что хищник никогда не будет другом человека.
– У вас есть преемники?
– Охотников много, однако они не все опытные. Некоторые превратили охоту в бизнес. А я против этого. Я не могу сидеть дома без дела, поэтому выхожу в степь часто. Несмотря на свой возраст, я хожу пешком. На машине невозможно охотиться на серого. Сейчас приучаю к охоте своего сына. Я считаю, что любовь к этому занятию всегда была в крови нашего народа.
Гани-аксакал иногда на охоту выходит с председателем районного общества охотников.
– В нашем обществе 30 охотников-любителей. В прошлом году добыто 40 волков, 27 волчат. За одного волка выплачивается 20 тысяч тенге, за волчонка или шакала – по 10 тысяч. Охотники выезжают на охоту за волками на собственных машинах, на бензин они тратят из своего кармана, а чаще всего они просят помочь с патронами. А у нас не предусмотрены такие расходы. Между тем нападения серых хищников на стада давно стали большой проблемой для животноводства района, – рассказывает председатель общества охотников Дауылбай КАНАТБАЕВ.
Ляззат КАРАЖАНОВА
В Атырау -1