С отказом РЭО УАП зарегистрировать приобретенную в России машину столкнулись ее владельцы. В полиции как вариант решения проблемы предложили… вернуть ее автосалону.
В редакцию обратилась Райхан Т. Они с супругом 18 августа в Астрахани приобрели автомашину «Лада Калина универсал»:
- Купили машину в кредит за 230 тысяч рублей, на территорию Казахстана ввезли без проблем. При попытке поставить ее на учет нам заявили, что поскольку машина не соответствует стандарту Евро-4 (приказ министра по инвестициям и развитию №342 «Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам Республики Казахстан» вступил в силу с 26.05.2015. – Прим. З.Б.) ее нельзя зарегистрировать. У нас уже истекли сроки действия временных транзитных номеров, то есть мы не можем ее ни зарегистрировать, ни ездить на ней. В дорожной полиции с нами не разговаривают, мы не знаем, куда идти и как поставить машину на учет. Слышали, что можно это сделать при наличии справки из центра сертификации, но руководство УАП, к которому мы ходили на прием, это отрицает. При этом сами сотрудники этого управления в частной беседе нам этот вариант и рекомендовали. Как нам быть? Что делать с приобретенным в кредит автомобилем, пользоваться которым мы не можем?
- Прежде надо было получить у нас консультацию, по законодательству они ее узаконить не могут, - заявил по телефону замначальника управления административной полиции Жанибек ШАРИПОВ.
- Но ведь должно быть какое-то компромиссное решение, ведь не они первые и не они последние пригнали машину из России, сотни других благополучно поставили свои машины у вас на учет, каким образом они это сделали? А если обратиться в центр сертификации?
- Они должны были знать, что ввозят не по закону, а незнание не освобождает от ответственности. Могут обратиться в суд, но какое решение примет судья, никто сказать заведомо не может. Ведь судья точно так же, как и мы, будет ориентироваться на действующие нормы.
- Так что делать владельцам, чьи машины не соответствуют требованиям министерского приказа?
- Пусть обратно сдают машину, - дал совет Шарипов и положил трубку.
Однако, по мнению юриста, это не самое лучшее решение.
- Анализ сложившейся ситуации и законодательства дает основание полагать, что отказ в регистрации транспортного средства неправомерен, - считает юрист Адвокатской конторы «Слово Защиты» Аслан ЖОЛБОЛОВ. - Для начала необходимо пояснить, что такое стандарт Евро-4: это экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобиля. Введён в Евросоюзе в 2005 году в качестве замены предыдущему стандарту - Евро-3. В 2009 году заменён на новый стандарт - Евро-5.
Согласно пункту 4 вышеупомянутого приказа № 342, установлены допустимые параметры выбросов вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств - согласно приведенной таблице значений по странам происхождения автотранспортных средств и (или) двигателей к ним. В указанной таблице предусмотрено, что автотранспортные средства и двигатели к ним происхождения России должны соответствовать классу-4 (Евро-4) с 2010 года и позже.
Необходимо отметить, что, согласно официальной информации, автопром России, в частности, российский автопроизводитель «Автоваз» еще с 2010 года полностью перешел на производство автомобилей, соответствующих международному стандарту Евро-4.
В случае, если в ПТС (паспорт технического средства) приобретенного в России автомобиля отсутствует отметка о принадлежности к стандарту Евро-4, то его владельцам будет вполне достаточным получить соответствующий документ в государственном органе стандартизации и сертификации - на предмет соответствия автомобиля единым техническим регламентам Таможенного союза, по форме, утвержденной решением Коллегии Европейской комиссии от 25.12.2012 года.
Возможно, при отказе в первичной регистрации сотрудники УДП ссылаются на пункт 20 данного приказа, в котором говорится, что «автотранспортные средства категории M1 (легковые автомобили), не имеющие документа об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза или действующего сертификата соответствия, выданного в рамках национального законодательства РК, допускаются к первичной регистрации на территории Казахстана только при наличии: антиблокировочной тормозной системы; фронтальной подушки безопасности; системы крепления ISOFIX; дневных ходовых огней».
То есть только в случае, если нет одного из таких документов в сопроводительном пакете, нужно применять эту норму на наличие упомянутых технических характеристик, как то: АБС, подушка безопасности и пр., так как указанные критерии применяются только в случае отсутствия сертификата соответствия техническим регламентам Таможенного союза. То есть сертификат соответствия является уже достаточным основанием для первичной регистрации ТС.
Значит, владельцам нужно получить документ, подтверждающий соответствие автомашины единым техническим регламентам Таможенного союза в органах стандартизации и сертификации.
В случае официального отказа в первичной регистрации органами УДП автотранспортного средства, имеющего документ соответствия единым техническим регламентам Таможенного союза, гражданин вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в прокуратуру или суд.
Мнение юриста поддерживает и директор Атырауского филиала ТОО «Бипэк авто» Андрей ЛЮБИН. Этот салон торгует автомобилями той же марки и той же сборки, что и злосчастная машина супруга Райхан. И у их покупателей не возникает проблем при ее регистрации, что странно, учитывая, что они тоже не имеют требуемых приказом министра технических характеристик. В чем же загадка?
- В том, что наши машины все имеют сертификаты Таможенного союза. Мы сертифицируем всю партию сразу по имеющимся договоренностям. Этим людям нужно оформить такой документ самостоятельно. Выдается он, насколько мне известно, в НаЦЭкС (Национальный центр экспертизы и сертификации). Вообще-то при оформлении покупки автосалон должен был им выдать сертификат соответствия либо одобрение типа транспортного средства Таможенного союза, но опять же не все салоны России их выдают, не знаю, по какой причине. Совет? Перед тем как ехать за машиной за границу, я бы советовал сходить в местное РЭО УАП и уточнить, какой пакет документов надо будет предоставить при оформлении машины.
Небольшое примечание - в связи с действующими с января с.г. изменениями, этот документ для физических лиц называется не сертификат (как по привычке, видимо, его называют комментировавшие вопрос эксперты), а Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства, оно выдается по соответствию ТС требованиям экологической безопасности. Этот регламент выдвигает условия по сроку выпуска (не ранее 2007 года) к наличию системы бортовой диагностики и т.д.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА