Атырау, 3 мая 21:02
 ясноВ Атырау +10
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

Между жадностью и страхом

12 157 просмотров

Image 0Вслед за валютным залихорадило и бензиновый рынок – наутро после объявления об отпуске цен на ГСМ стоимость на самый востребованный бензин АИ марки 92/93 подскочила почти на треть.

«ВЫРОВНЯЛИ» ДО 150

4 сентября правительство РК отменило государственное регулирование предельных розничных цен на бензин марок Аи-92/93. «Надо выравнивать», сказал президент Н.НАЗАРБАЕВ, а в качестве причины такого решения глава государства назвал «законы экономики». Поскольку экономика у нас своеобразная, а на рынке нет нормальной конкуренции и равных условий для игроков, то тем же вечером цены на автозаправочных станциях самых крупных участников топливного рынка – КМГ и Гелиос - уже «выровнялись». КМГ изменил цену на бензин 92-й марки со 108 до 130 тенге практически сразу после официального заявления, около 5 часов вечера. Гелиос и Синойл подняли к 20 часам. У АЗС, державших старую цену, змеились длинные очереди. Наутро цены подняли все продавцы, в том числе подскочил в цене и 95-ый: со 142-145 в среднем до 150 тенге за литр. На 93-й цена установилась в районе 130 тенге.

Очевидных и объективных причин на это у продавцов топлива не было: они торговали и торгуют эти дни бензином, приобретенным по старым ценам. Получив «вольную» они моментально подняли цены, причем без явного обоснования. Говоря языком соцсетей, это тупо жадность: дают – бери. Причем цены на внутреннем рынке формируют лидеры КМГ и Гелиос. Оба бренда в шоколаде: топливо самых востребованных марок им отпускают казахстанские нефтеперерабатывающие заводы.

В понедельник цены поползли вниз. Министерство национальной экономики РК поручило Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции выявить причины повышения цен на бензин марки АИ-95, также владельцам крупных сетей АЗС направлены предписания о предоставлении информации по структуре ценообразования бензина марок АИ-92/93. После этих запросов министерства АО «КазМунайГаз Онимдери» приняло решение снизить цены на бензин марок АИ-92/93 до 125 тенге за литр, АИ-95 - до 136 тенге за литр. Интересно, какую маржу за 2 дня продаж «без потолка» получили эти гиганты?

«ПОТОМУ ЧТО ПОКУПАЕМ В РОССИИ»

- Почему вы подняли стоимость бензина? – спросила я владельца одной из небольших сетей.

- Мы давно ждали повышения цены. Я закупаюсь в России, последний закуп обошелся мне в 106-107 за литр 92-го, прибавьте расходы за доставку, аренду резервуаров у нефтебаз и расходы за хранение. Если включить все налоги, акциз - в минус уходил, в лучшем случае тютелька в тютельку. Но приходилось торговать в убыток, ведь главным для нас было не потерять клиентов. У больших игроков большой закуп, централизованный, к тому же КМГ, например, закупается здесь, у АНПЗ (речь идет о бензине, изготовленном заводом из поставленной посторонними компаниями нефти. Завод не имеет собственного сырья и готовой продукции для коммерческой реализации, он работает на условиях процессинга, то есть оказывает услуги по переработке нефти и производству нефтепродуктов. Готовые нефтепродукты отгружаются компаниям-давальцам нефти, и те сами находят рынки сбыта. – Прим. З.Б.). А при формировании цен мы ориентируемся на крупных владельцев автозаправок: КМГ, Гелиос, Синойл… Если 4 сентября у всех у нас 92-ой стоил 108 тг, то на следующий день все торговали по 130 тенге за литр. После обеда КМГ сбросил до 125-ти, и мы вслед за ним тоже - зачем клиентов терять. 95-й стоил у них же до повышения 119, к субботе стал 150.

- Как отреагировали ваши российские партнеры?

- На 95-ый на самом деле они повысили цены давно. В конце августа россияне отпустили мне его под 140 тенге, без дороги. На новую партию 10 дней назад они называли отпускную цену на уровне 136 тенге за литр. Но уже сегодня утром они сообщили, что пересмотрят цены - тоже телевизор смотрят, знают, что у нас отпустили цены.

- Какую накрутку вы делаете?

- Максимальная накрутка 5 тенге за литр.

ПОД БОКОМ У АНПЗ

Интересные сведения получилось собрать и об уровне отпускных цен на готовую продукцию Атырауского нефтеперерабатывающего завода. Тонна АИ-92 после процессинга отпускается давальцами (в том числе на процессинг со своей нефтью заходит и КМГ, компания так же покупает готовое топливо для своих АЗС у других давальцев) по 119-120 тысяч тенге, по действующей формуле (коэффициент плотности этой марки 0,74) литр АИ-92 производства АНПЗ стоил 88-88,8 тенге. По мнению моего источника, расходы по доставке и хранению (по крайней мере, в пределах города Атырау) можно уложить в 4 тенге на литр, получается,приблизительная себестоимость самого ходового бензина составляла для казмунайгазовских заправок 92-93 тенге, а торговалась по 108 тенге за литр. То есть прибыль могла составить до 15 тенге за литр.

При той же схеме расчетов себестоимость дизельного топлива равнялась 64,78+4= 68,78 тенге за литр. Продавали солярку по 91 тенге.

Какая, за вычетом расходов на реализацию, содержание штата и помещений и т.д., прибыль получалась в результате – исключительно итог менеджмента по-казахстански. Говорят, здешние давальцы тоже уже пересмотрели свои отпускные цены:

105,08 тенге за литр АИ-92; 76,26 за литр дизтоплива. Прибавим по 4-5 тенге на доставку и хранение и получим себестоимость для заправок: 109-110 и 80-81 тенге. Напомню, после вмешательства министерства национальной экономики цена на 92-ой установилась на уровне 125 тенге за литр, на солярку цена не менялась.

Новая правительственная мера в условиях кризиса и экономической дестабилизации понимания в обществе не нашла. …Народ недоумевает: почему нефть дешевеет, а бензин – все дороже?! Действительно, нефти много, но мы не в состоянии покрыть собственные потребности в ее производных. Государство Казахстан за 24 года независимости не обзавелось достаточным количеством нефтеперерабатывающих заводов, предпочтя продавать сырье за пределы страны. А когда цена на него упала до предельной точки, мы стали не в состоянии платить за горючее, произведенное другими из нашей же, в том числе, нефти. По иронии судьбы Турция, заморозившая добычу имеющихся неплохих запасов нефти и закупающая сырье и готовую продукцию за рубежом, сейчас пожинает плоды своей нефтяной политики: в прошлом году дизельное топливо стоило там 1200 долларов за тонну, сейчас - 500 за тонну.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото автора

8 сентября 2015, 09:44

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz