Акимат г. Атырау продолжает предпринимать шаги в решении проблемы общественного транспорта.
ИНФОРМАЦИЯ В ДВИЖЕНИИ
В январе в акимате прошла презентация «Системы диспетчеризации пассажирского транспорта». Адилбек НУГМАНОВ, директор компании «KazInterSoft», являющейся разработчиком этой системы, рассказал, как она работает. На автобусе устанавливается терминал, который передает информацию онлайн на сервер. Там эти данные обрабатываются, составляются отчеты для перевозчика и для отраслевых городских служб. И уже на базе собранных сведений система может передавать информацию для горожан на интернет-портал или мобильные приложения. Через веб-интерфейс этой системы можно узнать, на каком маршруте добраться из одной точки в другую: доехать до рынка, офиса, магазина. Диспетчеры в центре управления перевозками смогут контролировать работу водителей, и при нарушениях корректировать их действия. Кроме того, в базу можно вносить дополнительные населенные пункты, что актуально для нашего быстрорастущего города.
В начале июня к городским властям обратилась компания IBA Group с предложением внедрить новую автоматизированную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Она позволяет платить специальной карточкой со всей необходимой информацией, в том числе и по льготам. Баланс на карточке можно пополнять при помощи специальных терминалов и через банк. А для приема платы в транспорте устанавливаются специальные считыватели информации – валидаторы и электронные компостеры. Валидатор, в свою очередь, соединен с бортовым компьютером водителя, чтобы он мог отправлять данные на центральный сервер. Пассажиры подносят карточку к валидатору, и с неё снимается стоимость поездки.
И в это же время в ЖКХ уже презентовали Центральную диспетчерскую службу Атырау. Пока система охватывает общественный транспорт, а в дальнейшем к ней планируется «привязать» спецмашины «АтырауСуАрнасы», «Спецавтобазы» и других городских служб.
ЛУДДИТЫ НА МАРШРУТАХ
По мнению начальника сектора транспорта, энергетики и связи городского отдела ЖКХ Куаныша ИБРАГИМОВА, за несколько месяцев работы система диспетчеризации хорошо себя зарекомендовала. Сейчас на городских и пригородных маршрутах работают 355 автобусов семи перевозчиков, главный из них - ТОО «АйсТрансХолдинг», в ведении которого 80% всех маршрутов. На 316 маршруток были установлены GPS, которые сейчас работают в пилотном режиме. Диспетчерская служба отслеживает, сколько маршруток выходит на линии, с какой скоростью ездят, какие нарушения случаются. И теперь, имея на руках конкретные данные, городской отдел ЖКХ может уже вести с компаниями-перевозчиками предметный разговор. Между тем, по словам К. Ибрагимова, некоторые водители (как правило, на не основных маршрутах) стали отключать GPS- трекеры. А оправдываются тем, что, мол, машина сломалась, пришлось встать на ремонт.
- С нашей поддержкой при городском акимате создается ТОО с полным государственным участием «Смарт Атырау». Его деятельность будет направлена на внедрение системы «Умный город» в повседневную жизнь, - говорит директор компании «Atyrau Innovations» Азамат АСЫЛБЕКОВ. - Первым делом «Смарт Атырау» установил GPS-трекеры на маршрутки, плюс к этому планируется установить «умные» табло на 30 городских остановках – там будет информация, где в данный момент находится маршрутка, которую ждут пассажиры, и через какое время она приедет.
Следующим этапом по идее должно стать введение системы электронного билетирования. Точные сроки не называются, но сейчас выбирают поставщика этой услуги. Разработчики утверждают, что вложения в эту недешевую систему с лихвой окупятся увеличившимися налоговыми поступлениями в местный бюджет.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото автора