В Атырауском драматическом театре имени М. Утемисова с успехом прошла премьера спектакля «Манкурт» по роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». Неожиданностью стало то, что спектакль поставлен не маститыми мэтрами, а молодёжной труппой театра.
«ХОРОШО, КОГДА ДОВЕРЯЮТ МОЛОДЁЖИ»
Режиссёр спектакля – улыбчивая, разговорчивая Гульназ КАМЫСБАЕВА.
– Гульназ, к спектаклю мы ещё вернемся. Расскажите немного о себе.
– Мы с моим мужем, художником-постановщиком этого спектакля Тимуром КОЕСОВЫМ оба из Атырау, оба выпускники Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. У меня два образования – сначала училась актерскому мастерству, затем закончила режиссерский факультет.
Гульназ КАМЫСБАЕВА и Тимур КОЕСОВ.В студенческие годы познакомилась со своим будущим мужем, он учился на факультете театральной сценографии. Тимур родом со станции Исатай (Забурунье), его родители – потомственные железнодорожники, и ему тема романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» очень близка, ведь он сам вырос на станции.
– Какие ваши режиссёрские работы вам особенно дороги?
– Спектакль по рассказу Стефана Цвейга «Письмо незнакомке» занял 2-е место на фестивале «Шабыт» в 2004 году, а в 2010-мпоставленный мною спектакль «Айман-Шолпан» по Мухтару Ауэзову получил Гран-При на международном студенческом театральном фестивале в Анкаре.
«Манкурт» – это мой второй спектакль, поставленный на сцене Атырауского драматического театра. А сначала была драма Розы Мукановой «Мәңгілік бала бейнесі», затрагивающая животрепещущие вопросы – экологию, Семипалатинский полигон. Спектакль, кстати, прочно вошел в репертуар театра.
Хочу сказать, что с назначением и. о. директора театра Толегена ЖАНГЕЛЬДИЕВА молодёжь как-то воспрянула, молодым актёрам и режиссёрам не боятся доверять, и это хорошо. Главный режиссер театра Жаннат ТЕЛЬТАЕВ сам талантливый молодой режиссер, он поверил в нас и доверил постановку спектакля.
ОБОРВАННАЯ ПАМЯТЬ
– «Манкурт» ставился на многих театральных подмостках бывшего Союза. Что заставило вас обратиться к роману Айтматова?
– Он классик, а классика всегда актуальна. Хотя события в романе «Буранный полустанок» происходят в Казахстане, но вопросы там подняты общечеловеческие. Времена меняются, но извечны вопросы, которые ставит перед собой человек: «кто я? в чём моё предназначение?» И мы вместе со зрителем ищем ответы. Легенда о манкурте прорастает корнями в современное общество: беспамятные сабитжаны встречаются и сегодня. Ведь манкурты – это нарушение нити жизни, это оборванная память. Мы хотим соединить эту нить, хотим достучаться до душ молодых людей, которым не безразлично наше прошлое и наше будущее.
– Какие были отзывы на спектакль?
– После спектакля меня просто засыпали вопросами. Мнения порой были диаметрально противоположными, но это и интересно. Например, известная певица Акмарал МАШИМОВА сказала, что у неё мурашки пробежали по коже, когда Сабитжан и его сестра дрались за наследство. Сестра даже запрыгивает на спину своего брата и начинает его колотить, а он безуспешно пытается сбросить ее. Акмарал сказала, что для нее именно эта сцена была кульминационной. Другие, наоборот, посчитали, что я слишком жестоко показала отношения брата и сестры, эта сцена им показалось грубой и даже непристойной.
Некоторые недоумевали: «Почему Манкурт не убивает мать в вашем спектакле, ведь у Айтматова этот момент считается кульминационным?»
– И вправду, почему не показали сцену убийства матери Манкуртом?
– Я намеренно не хотела ставить точку и обрывать связь в середине спектакля, но в финале, в сцене, когда Сабитжан приставляет дуло пистолета к виску Едиге, вдруг, как из преисподней, слышится голос матери Найман-Ана: «Не стреляй!…», а дальше затемнение и звук идущего по рельсам поезда… Тут я не убиваю Едиге, как некоторые неправильно поняли. Я хотела сказать, что Манкурт убил свою мать, и Сабитжан – современный манкурт – тоже может поднять руку и тоже может убить, и его никто и ничто не остановит…
Нравственно цельный Едиге старается выполнить аманат-завет Казангапа, чего не делает его сын. Человек прожил достойную жизнь и должен быть достойно похоронен, его наказ должен быть выполнен.
Реакция окружения на смерть Казангапа – как лакмусовая бумажка, как проверка на человечность всех, кто его окружал. Дети? Им всё равно, где будет похоронен их отец. Власть в лице следователя Тансыкбаева – она закрывает шлагбаумом, огораживает территорию, на которой находится родовое кладбище «Ана-бейит», так как теперь там находится космодром. В бескрайних степях Сары озека становится проблемой похоронить Казангапа, человека, который отдал свою жизнь работе на отдаленной безлюдной станции. И только Едиге – человек, прошедший через жернова войны, достойно хоронит его.
ЧЕТЫРЁХЛЕТНИЙ КРИТИК
– Как вам работалось с актерами?
– Я убедилась, что их творческий диапазон огромен. Очень талантливый коллектив, надо просто работать и не бояться брать высокую планку.
Главный режиссер театра Жаннат Тельтаев признавался, что в процессе подготовки спектакля для него многие актеры раскрылись по-новому – вплоть до тех, кто играл в массовых сценах.
– Актер Нурбек СЪЕЗХАН в роли Сабитжана меня потряс, равно как и Дастан ПШАНОВ в роли Едиге и Ержан ЖУМАТОВ, сыгравший Тансыкбаева. Очень органично сыграла роль матери Айнагуль МУХТАРОВА, роль второго Манкурта – Бекет ЗИНУЛЛИН…
– Да, все были на высоте. Хочется отметить и работу молодого композитора Бауржана АКТАЯ. Вообще звук в этом спектакле был особый. Музыка органично вплеталась в сюжет, основанный на древней легенде. Музыкальные инструменты даже становились героями пьесы. Будто от боли стонет сырнай в легенде о Найман-Ана, его сменяет космический жетыген, а инструмент шанкобыз своей партией, как бальзамом, исцеляет раны и дает надежду героям и зрителям.
– Вы сказали, что самым лучшим критиком был ваш 4-летний сын Амир…
– Да. После просмотра спектакля он сказал, что ему спектакль понравился, но спросил, не лучше ли было поставить казахскую народную сказку «Макта кыз»? (Смеется.) Я прислушаюсь к его мнению, и следующий спектакль поставлю для детей.
НОЧНЫЕ СПОРЫ
– У нас в Казахстане была известная семейная театральная пара – режиссер Азербайжан МАМБЕТОВ и композитор Газиза ЖУБАНОВА. Азербайжан как-то рассказывал, что, когда он просил Газизу срочно написать музыку к спектаклю, в ответ слышал, чтобы ужина он не ждал. А как у вас сочетается творческая и личная жизнь?
В разговор вступает Тимур:
– Часто бывало, что идея рождалась среди ночи. Мы начинали бурно обсуждать её и горячо спорили. Я пытался доказать свое видение, Гульназ своё. Услышав шум, проснувшиеся дети и наши родители, приходили выяснить, не случилось ли чего. И узнав, что спор у нас чисто творческий, вздохнув, шли обратно спать.
– Тимур, расскажите, как пришла идея сценической композиции.
– Я вначале ищу образ, форму спектакля. Он может быть линией, зигзагом, спиралью или кругом. В «Манкурте» для придания контрастности я выбрал круг и прямую линию – замкнутый круг, по которому ходят манкурты, и прямые железнодорожные рельсы.
Для композиционного построения сцены я использовал картину Ван Гога «Прогулка заключенных», которая символизирует жизнь, подобную замкнутому кругу.
Кроме того, я старался сделать декорации многофункциональными. Например, рельсы в спектакле используются и как железнодорожные пути, и как тюремная решетка во время допроса Едиге, и как усыпальница для Казангапа.
В разговоре с вашим корреспондентом директор театра Толеген Жангельдиев высоко оценил спектакль:
– Я очень рад приходу в театр талантливой молодежи. Театр должен ввергать человека в раздумья, вызывать в нем сильные чувства, и нашей труппе в «Манкурте» это сполна удалось.
На премьере я заметила, что в зале почти нет свободных мест. Люди сидели, затаив дыхание, чтобы после окончания спектакля взорваться благодарными аплодисментами. Эта постановка никого не оставила равнодушным.
Зинат УРЫНБАСАРОВА
Фото автора