В Атырау прошли общественные слушания по плану природоохранных мероприятий на 2016-2018 гг. ТОО «Тенгизшевройл».
ЛУЧШЕ ГОР МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ПУСТОШЬ
Ещё несколько лет назад на Тенгизе складировались миллионы тонн серы, это очень негативно влияло на экологию. По словам заместителя генерального менеджера департамента ОП/ТБ и ООС «ТШО» Армана САДИРБАЕВА, к примеру, в 2006 году её там было 9,6 млн. тонн. Теперь же не осталось совсем.
По словам генерального менеджера ТШО по связям с правительством и общественностью Рзабека АРТЫГАЛИЕВА, отгрузка последнего вагона серы с Тенгиза состоялась еще в марте этого года:
– Сейчас вы гор серы, какие были там раньше, не увидите. Но по договоренности с госорганами мы оставим одну серную карту для налива жидкой серы на случай какого либо происшествия на заводе. На тот случай, если будет остановка заводов. Тогда на этой карте можно будет хранить около миллиона тонн серы. В настоящее время мы добиваемся нуля на серных картах.
Что касается самого плана природоохранных действий на 2016-2018 гг. – в 2016 году ТШО планирует потратить 2,6 млрд тенге, в 2017-м 2,9 млрд и в 2018-м – 1,5 млрд.
Среди запланированных мероприятий – проект модификации установки 300 на КТЛ с целью снизить риск выброса кислого или сырого газа в атмосферу в случае отключения электроэнергии или других производственных сбоев. Бюджет проекта: 728 млн тенге в 2016-м, 1,6 млрд в 2017-м и 828 млн в 2018-м.
НУЖНА АЛЬТЕРНАТИВА ВОДОВОДУ «КАЗТРАНСОЙЛА»
Другой актуальный для региона момент – проект модернизации установки повторного использования воды и изучение возможности альтернативного источника водоснабжения. Как следует из информации ТШО, цель – изучение технически осуществимых вариантов альтернативного источника водоснабжения, чтобы в будущем снизить потребление пресной воды из водовода Кигач-Мангышлак.
Напомним, что этот водовод, принадлежащий АО «КазТрансойл», снабжает водой все крупные промышленные предприятия Атырауской и Мангистауской областей, в частности завод «Болашак» Северо-Каспийского проекта, завод ТШО и будущий газохимический комплекс.
По словам А. Садирбаева, Тенгизшевройл, обеспокоенный ростом потребления воды из одного источника, ведет совместные с АО «КазТрансОйлом» переговоры с собственниками двух крупных месторождений подземных вод в Жылыойском районе Атырауской области.
Проект по поиску альтернативных источников водоснабжения, по словам Р. Артыгалиева, осуществляет подрядная компания ТОО «Витеевен+Бос Казахстан».
Между тем «АЖ» стало известно, что при выборе технологической концепции Проекта будущего расширения на Тенгизе казахстанская сторона настояла на выборе предложенного ею варианта 10С, предусматривающего обратную закачку в пласт воды в склоновую часть наряду с закачкой газа в платформенной части. В то время как Эксон Мобил и Шеврон предложили варинат 5A, предполагавший закачку лишь попутного газа.
Вариант, предложенный казахстанской стороной, экономически был более выгоден для государства, так как увеличивал коэффициент извлечения углеводородов и удлинял жизнь месторождения.
8 месяцев длились споры между партнерами Тенгизского проекта, но в итоге был согласован казахстанский вариант, который впоследствии утвердили на Центральной комиссии по разработке нефтяных и газовых месторождений (ЦКР).
На вопрос «АЖ», откуда ТШО на начальных этапах разработки новых скважин в рамках ПБР будет брать воду для обратной закачки в пласт, Артыгалиев ответил следующим образом:
– ТШО заинтересован в устойчивой разработке месторождения Тенгиз. Проект 10С относится к одному из многих этаповтехнологической схемы по Тенгизскому коллектору, который включает ПБР и был утвержден правительством РК в 2013 году. Данный вариант предусматривает обратную закачку воды в будущем, на поздних стадиях разработки месторождения, после обратной закачки газа по ПБР. Что касается потребления воды, то мы рассматриваем в перспективе воды Каспийского моря или другого мелкого водоносного пласта. Эти вопросы будут ещё изучаться, неслучайно мы включили их в План природоохранных мероприятий. Окончание исследовательских работ намечено на конец 2016 года. В решении вопроса об альтернативном источнике воды заинтересован не только Тенгизшевройл, но и Атырауская и Мангистауская области. Как уже было сказано, совместно с КазТрансОйлом мы ведём переговоры. Насколько нам известно, в Мангистауской области сейчас приступают к строительству своих опреснителей, мы можем брать излишки воды и у них. Этот вариант тоже будет рассматриваться.
А САНВРАЧИ – ПРОТИВ!
Интересные факты прозвучали из уст менеджеров ТШО по проектам озеленения санитарно-защитной зоны (СЗЗ) вокруг предприятия, г. Кульсары и поселков Жана-Каратон и Косшагыл. Кстати, населенные пункты компания стала озеленять именно после многочисленных просьб населения Жылыойского района на аналогичных слушаниях.
Из высаженных с 2010 года на территории СЗЗ 71 тысяч саженцев прижился лишь 31%. А вот в Кульсарыэтот показатель составил 100%, в Косшагыле и Каратоне – около 90%.
Учитывая низкую приживаемость саженцев, заместитель акима Жылыойского района Нурадин ОМИРБАЕВ, предложил ТШО отказаться от озеленения СЗЗ и высаживать зелень в Кульсары. Как он заметил, тогда на каждого горожанина придется по одному саженцу. Но, по словам Р. Артыгалиева, на обязательном озеленении СЗЗ настаивают санврачи:
– Даже департамент экологии согласился с нашими доводами, что вместо того, чтобы озеленять степь, где высока засоленность почвы, лучше эти средства направить на озеленение населенных пунктов. Но таковы требования Департамента по защите прав потребителей.
БРАВО, АПА
По традиции аксакалы из Жылыойского района обратились к представителям ТШО с различными социально-бытовыми проблемами. Как подметили мои коллеги, «ТШО считай второй акимат». И на этот раз звучали жалобы на загрязненность озера Камысколь, невозможность трудоустроиться внукам и др. Более государственно мыслит жылыойская апа (на снимке), которая поставила ребром вопрос, когда будет пересмотрен контракт по Тенгизскому месторождению – в пользу большего участия Казахстана.
Ответ представителей ТШО: без проблем, но только после того, какзакончится ныне действующий контракт – в 2033 году.
В конце слушаний общественницы Тогжан КИЗАТОВА и Асель НУРГАЗИЕВА призвали участников присоединиться к петиции против перевозки дельфинов в передвижных дельфинариях. Это связано с тем, что планируется привезти дельфинов для аттракциона в Атырау, а ведь дельфин по части работы мозга почти что человек, и по отношению к нему что-то подобное перевозке животных в клетке – недопустимо.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора