Кулайм ГИНАЯТОВА.26 июня произошло столкновение жителей прибрежного села Бесикты и сотрудников рыбинспекции, было применено огнестрельное оружие. Возбуждено сразу три уголовных дела.
На историю, случившуюся знойным вечером на берегу Урала, у её участников два взгляда, причем противоположных.
ВЕРСИЯ №1: «ИНСПЕКТОРА ИЗБИЛИ БОЛЬНОГО БРАТА»
Кулайм ГИНАЯТОВА обратилась как потерпевшая с заявлениями в УВД города Атырау и областную прокуратуру.
- Это было вечером 26 июня. Муж услышал 2 выстрела со стороны реки, было около 20.30, а часа полтора назад на реку ушла наша 10-летняя дочь в сопровождении 35-летнего дяди, моего брата Жасулана ГИНАЯТОВА, - говорит К. Гинаятова. - Мы запрыгнули в машину и поехали на берег. Дочери нигде нет, а брата моего избивают инспектора во главе с Арманом МОЛДАШЕВЫМ (зам. начальника по оперативной части Атырауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира – З.Б.).
Из текста заявления в прокуратуру: «Рядом с ними (дочерью и братом) ловили рыбу сетями молодые ребята. К ним подошли агенты из управления: Арман Молдашев, Жанибек по кличке Монти (Жанибек АШЕН – прим. З.Б.) и другие ребята были, я не узнала их. Кто-то из них в сторону ребят выстрелил, примерно десять раз из автомата. В тот момент там очень много человек отдыхали, ловили рыбу. Эти люди всё видели. Моего брата попросили помочь, поэтому, как он сам говорит, помог им, так как находился рядом и купался. А они избили его вместе с парнями, которые ловили рыбу. Его избили ружьем, били по почкам. Сам он больной. Моего брата задержали, когда он пытался убежать, и хотели на него все свалить. Когда я подошла к ним, его уже били. Тогда я пригрозила, что напишу заявление, жалобу на них. Все убежали. Я нашла там 4 штуки выстреленных гильз и отнесла вместе с заявлением в горотдел».
Босая и заплаканная дочь нашлась в тугаях, куда она убежала по словам родителей от страха, когда начались выстрелы. Тогда же по утверждению Гинаятовой бросились врассыпную браконьеры, ей неизвестные молодые люди. В это время некий сотрудник производил выстрелы по роще вкруговую, стоя спиной к реке, поднимая песок фонтаном. Гинаятова утверждает, что из автомата стреляли даже в её мужа, когда он пытался остановить избиение родственника.
- Когда началась стрельба, из-за высокой травы с криками вскочили отдыхающие и в ярости пошли на стрелявших с бутылками в руках. Я начала кричать, что позвоню в полицию, они (опергруппа) сели в машину и в катер, на которых все восьмеро прибыли, и уехали. Я собрала оставшиеся стреляные гильзы. Потом мы минут через 30 видели, как они вернулись и искали гильзы на берегу.
Потерпевшего сестра называет «больным человеком». По её словам, у него больные почки и он отстает в умственном развитии.
Кулайм ГИНАЯТОВА с братом Жасуланом.- Он состоит на учете? Как звучат его диагнозы? – я попросила её уточнить эти сведения.
- Да нет, он просто давно болеет, живет с нами, мы за ним присматриваем.
Она утверждает, что её брата, который помогал рыбакам что-то там делать с сетью («Ребята в лодке попросили купавшегося парня помочь с сетями с берега, он и помог»), упустившие браконьеров оперативники пинали, волокли по земле, били прикладом по почкам. Парень поднял футболку, в области почки у него красное пятно, на спине множественные царапины, есть ссадины. Гинаятова свозила брата на освидетельствование, а дочь собирается лечить от ссадин и пореза роговицы, полученных ею в те минуты, когда она панически металась в зарослях.
ВЕРСИЯ №2: «МЫ ЗАЩИЩАЛИСЬ ОТ НАПАВШИХ БРАКОНЬЕРОВ»
Те же исходные данные: знойный вечер, тугайный берег, река, оперативники. Но теперь кардинально изменилась роль массовки: вместо вальяжно отдыхающих в кустах – вооруженные «розочками» браконьеры.
Главный специалист Атырауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Азиз НУРАЛИЕВ, выслушав, что я получила комментарии от всех, кто причастен к инциденту, начал разговор с встречных вопросов:
- Что вам сказали в ГОП-2? А в УВД? Потерпевшие что сказали?..
Пришлось напомнить оперативнику, что искала я его для того, чтобы выслушать точку зрения ведомства, которое он представляет.
- По оперативной информации 26 июня мы двумя группами – по воде и по земле - выехали в поселок Бесикты, на берегу заметили корыто, в нем трёх граждан, один из которых и написал потом заявление. Информация наша подтвердилась – в корыте мы обнаружили невод, это поперечная сеть, которая перекрывает реку. Так же там было 250 кг жереха. У нас есть видеофиксация. Всё записано. Браконьеры оказали сопротивление, применили против нас физическую силу, после чего мы были вынуждены произвести предупредительные выстрелы из служебного оружия.
- Какой модели оружие?
- Карабин «Сайга».
- Какой калибр у вашего служебного оружия?
- Я не могу сказать, сейчас оно на экспертизе.
- Потерпевшие утверждают, что вы были вооружены автоматом и стреляли очередями.
- Он выглядит как автомат, но фактически это ружье, производит одиночные выстрелы, у него магазин маленький. Стреляли в воздух. Только после этого нападавшие отошли.
- Кто на вас напал?
- Задержанных было трое, мы всё оформили и собирались уезжать с берега. В это время из зарослей на береговой полосе вылезли еще 6-7 человек, часть из которых явно была под воздействием алкоголя. Вооруженные «розочками» они без слов тупо напали на нас, отбили задержанных и убежали. Мы сообщили о факте на «102». По данному факту в отношении нападавших возбуждено уголовное дело по ст. 380 УК РК («Применение насилия в отношении представителя власти»). Материалы по задержанию переданы нами в природоохранную прокуратуру, возбуждено уголовное дело по ст. 335 УК РК(«Незаконная добыча рыбных ресурсов»).
- Сколько человек выехало в составе опергруппы?
- Шесть сотрудников.
- Группой руководил Арман Молдашев?
- Он зам по оперативной части, сам выезжает.
- Жанибек Ашен (Монти), по нашим сведениям, не входит в оперотдел. Что он делал вместе с вами?
- Он тоже наш сотрудник.
- Судя по всему, та сторона хорошо знает ваших сотрудников.
- Гуля (Кулайм Гинаятова) тоже известна. Тем более, на ней и ее муже по нескольку уголовных дел по браконьерству. Помните, в мае был случай, когда в Бисекты забросали камнями пограничников? (этот инцидент отражён в нашей публикации «В Бесикты швыряли камнями в пограничников» - З. Б.). Она там фигурирует в качестве подозреваемой.
- Вы упоминали о видеорегистрации, которая велась вами в тот день. Значит, вы зафиксировали нападение и последовавшую вслед за этим стрельбу в воздух?
- Нет, я уже говорил, мы уже всё закончили и собирались уезжать, когда из-за кустов поднялись те, кто потом отбил задержанных. Через некоторое время мы вернулись на место, чтобы произвести осмотр, а они самовольно собрали все гильзы, разбитые бутылки, в общем, всё зачистили.
Я обратилась за комментариями в городской отдел полиции №2 – там подтвердили сведения о возбуждении уголовного дела по факту оказания сопротивления сотрудникам Атырауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира. Туда же переданы материалы возбужденного УВД по факту обращения Гинаятовой уголовного дела.
На взгляд непосвященных во все подробности этого инцидента, как и явно имеющихся других эпизодов, история эта далеко не однозначная, фон какой-то мутный, с примесями, как речная вода. Кроме того, все персонажи, скажем так, не чужие друг другу люди, во всяком случае, представлять никого никому не надо. Похоже, продолжение неизбежно.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА