Казахстан после почти 20-летних переговоров официально стал полноправным членом Всемирной торговой организации, став 162 страной-участницей ВТО.
Длительные переговоры с Казахстаном члены рабочей группы ВТО охарактеризовали как «одни из самых сложных» в 20-летней истории организации. Стать полноправным членом ВТО Казахстан пытается с января 1996 года.
Вступление Казахстана в Всемирную торговую организацию президент РК Н. НАЗАРБАЕВ назвал историческим событием. «Казахстан станет 162-м членом ВТО. Все крупные экономики мира признали Казахстан как страну с благоприятным инвестиционным климатом, ведущую торговую политику в соответствии с нормами международного права, – сказал он во вчерашнем обращении к народу Казахстана. – Членство в ВТО открывает перед нашей экономикой новые горизонты. Это обеспечивает нашим предприятиям доступ к зарубежным рынкам, а потребителям – большой выбор товаров и услуг. Сегодня 90% нашей торговли приходится на страны-члены ВТО. Поэтому данное решение для нас очень важно. Казахстан становится еще более привлекательным как для иностранных, так и отечественных инвесторов. Мы получаем возможность для создания новых производств и рабочих мест».
Мы попросили экспертов рассказать о плюсах и минусах вступления Казахстана в эту организацию.
Экономист Петр СВОИК:
– Ни плюсов, ни минусов от вступления в ВТО Казахстан не получит, потому что наше фактическое присутствие в этой организации началось много лет назад, и это формальная констатация того, что давно существует. Наша экономика еще с первых лет суверенитета взяла курс на интеграцию во внешний рынок, у нас чрезвычайно высок процент экспорта в ВВП и столь же высок процент импорта. При этом наш экспорт в основном сырьевой. А в мире нет такой страны, которая закрывалась бы своими ввозными пошлинами от чужого сырья, поэтому по экспорту фактическое членство в ВТО состоялось лет 15 назад. Здесь мы находимся в качестве поставщика сырья.
По импорту: мы производим крайне мало, соответственно, завозим чрезвычайно много. И мы уже давно установили пошлины на импорт гораздо меньшего размера, чем это принято в ВТО. Несмотря на то, что со вступлением в Таможенный союз мы их слегка приподняли под российские, наш рынок уже много лет открыт для иностранных товаров независимо от членства в ВТО.
Членство в ВТО накладывает на государство обязательство не превышать установленные лимиты поддержки своих каких-то отраслей, прежде всего сельского хозяйства. Казахстан тоже поддерживает свое сельское хозяйство, но уровень этой поддержки в разы меньше, чем это допустимо в ВТО. Члены Евросоюза дотируют свое сельское хозяйство, и если бы мы раз в 10 увеличили поддержку нашего села, то все равно мы не нарушили бы правила этой международной организации.
Таким образом, мы – и как поставщик сырья, и как покупатель чужих товаров – давно состоялись. А сейчас нам просто торжественно выдали членский билет.
Почему так долго тянули? На самом деле ВТО – это не всемирная торговая организация, точно так же, как МВФ – не международный валютный фонд. И то, и другое – политические институты, обеспечивающие выгодное развитие ведущих стран мира, поддерживающие глобальный миропорядок. А поскольку силы, поддерживающие этот глобальный миропорядок, все эти годы не очень хорошо понимали, куда в действительности стремится «многовекторный» Казахстан, то и политическое решение по нашему членству постоянно откладывалось. Вот, например, Кыргызстан приняли давно и без проволочек, поскольку считалось, что он никогда не войдет в Евразийский союз. Грузию, которая явно демонстрировала прозападную ориентацию, тоже приняли быстро, а Казахстан не принимали, потому что никак не могли определить его политическую перспективу. И приняли именно тогда, когда Казахстан стал уже членом Таможенного и Евразийского союза. Парадокс! Понятно, что ВТО крайне не нравится Таможенный союз, и она бы с удовольствием сделала так, чтобы его не было. Но коль скоро он не только существует, но и расширяется (за счет Армении и Кыргызстана), то, видимо, решили, что с Казахстаном нет смысла дальше играть, и тоже приняли его.
Хорошо это или плохо, что мы настолько внешне ориентированы? Это очень плохо, потому что очень опасно. Стране вообще допустимо иметь высокую степень экспорта в своем ВВП, но все-таки этот процент не должен зашкаливать (у нас экспорт достигает 40% ВВП!), потому что усиливается зависимость от внешней конъюнктуры. В нашем случае это опасно вдвойне в силу исключительно сырьевого характера экспорта.
То есть речь идёт не о том, хорошо это или плохо, что нас приняли в ВТО, а о том, что мы давно попали в очень сильную внешнюю экономическую зависимость. Вот это очень и очень плохо. То есть разбогатеть и достойно содержать страну мы не сможем.
Экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ:
– Честно говоря, пока не опубликован текст договора со всеми приложениями, трудно говорить, что это дает стране. Но исходя из опыта других стран, можно сделать предположительные оценки.
Например, средний таможенный тариф КЗ в 2009 году был равен 6%, а после вступления в ТС/ЕАЭС он вырос до 11-12%. После того как Россия вступила в ВТО, ее договоренности через ЕАЭС распространились частично и на нас, из-за чего средний таможенный тариф упал до 9% и должен был падать до 7,5% в течение 3-5 лет. Теперь вступили и мы, из-за чего тариф упадет предположительно до 6%, т. к. основная часть переговоров была завершена еще до вступления в ТС.
Но тариф тарифу рознь. Дело в том, что Россия вступила в ВТО на условиях, когда пошлины на импорт готовой продукции снижаются, а на промышленные и промежуточные товары растут, из-за чего ввозить становится более выгодным, а развивать местное производство – менее выгодным, чем раньше.
Каких-то явных плюсов не вижу. Собственно у нас и так был доступ на рынки других стран, а с учетом того, что 90% нашего экспорта – это сырьевые товары, то и вовсе какого-то сильного изменения не ожидается. В любом случае, подождем публикации текста договора с приложениями, а потом пройдемся еще раз. Пока же можно сказать, что процесс переговоров был абсолютно непрозрачный, причем это правила ВТО такие, а не наша прихоть, хотя по тому же ЕАЭС проект договора с изменениями публиковался каждые 1-2 месяца. Тем более что он охватывает больший спектр вопросов, чем ВТО.
Записала Сауле ТАСБУЛАТОВА