Атырау, 22 декабря 06:35
 ясноВ Атырау -1
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

Солдат из Бухенвальда

8 548 просмотров

Image 1Регистрационная карта узника немецкого лагеря Трусова С.П.В мае этого года в канун 70-летия Победы атыраучанин Вячеслав ТРУСОВ побывал в городе-герое Севастополе, чтобы, как он говорит, пройти теми дорогами, которые прошёл во время войны его ныне покойный отец Семен Павлович ТРУСОВ. Героическая оборона Севастополя, плен, побег, снова плен и выживание в фашистском лагере смерти Бухенвальд… Вспоминая редкие откровения отца, Вячеслав Семенович до сих пор чувствует ком в горле.


ГЕНЕРАЛЫ СБЕЖАЛИ, СОЛДАТЫ ДРАЛИСЬ НАСМЕРТЬ

Семен Павлович Трусов родился в 1921 году в Оренбургской области. Окончил школу с золотой медалью, затем был призван в армию.

Отца направили учиться в военное училище Закавказского военного округа в городе Орджоникидзе. Это было в августе 40-го. А в сентябре 41-го года, мой отец, будучи 20-летним парнем, командовал взводом под Севастополем в районе Балаклавы, – рассказывает Вячеслав Семенович. – А вскоре стал командиром 452-ой отдельной разведроты 388-ой стрелковой дивизии.

Оборона Севастополя, длившаяся с 12 сентября 1941 года по 10 июля 1942 года, вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из тяжелых и длительных оборонительных операций, в ходе которой советские войска понесли большие потери. Кроме того, сдача Севастополя была последним этапом в завоевании фашистами Крыма, что открывало для Гитлера целый ряд новых направлений и возможностей.

– В декабре 41-го наши войска смогли отбить второе масштабное наступление. А вот третье наступление, когда противник сосредоточил очень большое количество войск и пустил в ход тяжелую артиллерию, наши уже не сдержали. К тому же всё высшее командование Приморской армии вместе с семьями тайком, в гражданской одежде, на последних подводных лодках, отстреливаясь от своих, попросту сбежало. Вся ответственность легла на командиров полков и дивизий. Никто их не координировал, сражались как могли. Бои были жестокие, люди зверели. Отец не любил вспоминать те события, но нет-нет, удавалось что-то из него вытянуть, – говорит Вячеслав Семенович. – Кое-что он рассказывал про роту разведчиков, которой командовал. Разведрота состояла в основном из матросов потопленных и разбитых кораблей. Взяли, говорит, в плен одного офицера. Тот оказался благородных кровей, честь офицера Вермахта и прочее. Дали ему незаряженную винтовку с примкнутым штыком, пропустили через шеренгу матросов тоже с винтовками и со штыками для отработки приемов штыкового боя. Офицера хватило на пару минут.

Image 3Артиллерийский ДОТ №56 в период обороны Севастополя, входил в состав Дуванкойского опорного пункта.Помню рассказ отца про одного матроса. Был тот физически очень мощным. Тогда пленных немцев после допроса расстреливали, так как самим некуда порой было деваться. После допроса одного немца на десантной барже в Балаклавской бухте поручили этому матросу его расстрелять. А тот подошел и ударом кулака проломил череп, ногой столкнул труп в воду.

Войска испытывали нехватку боеприпасов, и приходилось ходить в штыковую атаку. Это была мясорубка. Помню, как отец рассказывал о своем первом штыковом бое, когда солдаты шли в атаку кто с винтовкой, а кто и вовсе с саперной лопаткой. После боя один боец в прямом смысле поседел. Причём на нём самом – ни царапины. Сел где-то в окопе, обхватил голову руками, а к вечеру умер.


КОЛОННА ПЛЕННЫХ ПОД ОКНОМ

Image 3Высота 90.0, где 19 декабря 1941 г. держал оборону 778-ой стрелковый полк и 452 разведрота.1 июля 1942 года Севастополь был полностью занят немцами, а остатки советских войск ушли в Херсонес, где еще некоторое время продолжались бои. Эвакуации солдаты так и не дождались и попали в плен.

– По нашим данным в плен тогда попало 70 тысяч человек, а по немецким – не меньше 80 тысяч, – продолжает свой рассказ Вячеслав Турусов. – В Севастополе я снял комнатку у двух стариков. Хозяйка квартиры рассказала, что жила в этой квартире и во время войны. Ей тогда было лет 10. Как-то она поделилась со мной своими воспоминаниями – когда фашистские войска зашли в город, именно по их улице вели плененных советских солдат. Колонна из 20 тысяч человек бесконечно долго шла мимо её окон. Быть может в этой колонне шел мой отец…

Он тогда оказался в концлагере где-то под Кенигсбергом. Как-то зимой их вывезли в болотистую местность, там они должны были вручную пилить большие деревья. А немцы потом в пни закладывали взрывчатку и подрывали, расчищали для чего-то участок. Через неделю этой работы в небе появился американский самолет, немцы открыли огонь. После одного из выстрелов мотор самолета заглох, но летчику удалось посадить его неподалёку от того места, где работали узники. Среди охранников был человек по фамилии Буханка, который, видать, чисто по-человечески сочувствовал нашим солдатам. Он-то и сказал тихо: «Бегите к самолету, может и улетите». Мой отец и еще несколько человек бросились в том направлении, но их перехватили другие охранники, которые на глазах у несостоявшихся беглецов закололи летчика вилами.


ВОССТАНИЕ В БУХЕНВАЛЬДЕ

Но благодаря своему неуемному духу Семену и ещё нескольким заключенным всё же удалось бежать.

– Они тогда работали на каких-то карьерах. Долго готовились, и совершили побег на груженных песком вагонетках. Бежали к своим, но при переправе через небольшую речушку их учуяли немецкие собаки. Так отец снова был пленен. На этот раз его отправили в Бухенвальд. О днях, проведенных в лагере смерти, отец не рассказывал. Ни разу не ездил на встречи узников Бухенвальда, боялся, что не выдержит сердце. Когда я был мал, к нам приезжали его товарищи по плену. Помню, как сидели, вспоминали и рыдали взрослые мужики. Когда по телевизору мелькали кадры из фашистских концлагерей, отца приходилось уводить в другую комнату. Одно могу сказать, что отец остался в живых только благодаря железной силе воли, вере в освобождение. Наверно, это помогло ему избежать лагерного крематория. Концлагерь не смог сломить дух советского офицера.

Семен Павлович входил в штаб, готовивший восстание в Бухенвальде. Как свидетельствуют исторические данные, 8 апреля 45-го года через смонтированный на дне мусорного ведра радиопередатчик подпольщики передали призыв о помощи наступающим войскам союзников. 11 апреля в лагере началось восстание. Узники обезоружили и захватили в плен около 80 эсэсовцев и солдат охраны. В освобождённый лагерь прибыли первые американские разведчики. 13 апреля в лагерь вошли американские войска.

– Отец тогда познакомился с одним американским майором-танкистом и до конца войны с ним воевал. Тот всё уговаривал отца отправиться с ним в Сан-Франциско. Ведь ещё неизвестно, что ждёт бывшего пленного на родине. Когда война закончилась, отец все-таки вернулся на родину, благополучно прошел ряд проверок и продолжил службу в Советской Армии. В 46-м году он попал под сокращение и был демобилизован. Так отец вернулся домой. В мирное время он не раз пытался найти того сочувствующего лагерного охранника в ГДР через Министерство обороны СССР, чтобы просто выразить ему благодарность. Но безуспешно.

НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ

Image 0Трусов Семен Павлович в 90-е гг.…Для родителей Семена Павловича было большим чудом и великой радостью получить в 45-м весточку от сына, что он жив, здоров. Ведь до этого им пришла бумага, что он пропал без вести.

По возвращении домой Семен Павлович поступил в Оренбургский железнодорожный техникум. Женился. В 50-м году вместе с супругой по направлению приехал в Гурьев. Здесь работал кочегаром паровоза, помощником машиниста, машинистом, а позднее – инженером в управлении железной дороги. Его не стало в 1993 году.

– Будучи в мае в Севастополе я нашёл, согласно картам и военным сводкам того времени, места и высоты, на которых держала оборону отдельная 452-ая рота разведчиков под командованием моего отца. Побывал в Мекензиевых горах, в городке Инкерман, а точнее в селении Камышлы, своими глазами увидел высоту 90.0, где 19 декабря 1941 года (согласно сводкам штаба дивизии) держали оборону 778-й стрелковый полк и 452-ая разведрота, – рассказывает В. Трусов. – Видел блиндажи, окопы и дзоты именно в тех местах, где когда-то шли бои, где был мой отец и тысячи других солдат…

Тамара СУХОМЛИНОВА

СПРАВКА «АЖ»
Бухенвальд – один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии, располагавшийся близ Веймара в Тюрингии. С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек. Количество жертв лагеря оценивается примерно в 56 000 узников. 11 апреля 1945 года, когда к Бухенвальду приблизились американские войска, в нём вспыхнуло восстание, в результате которого заключённые сумели перехватить контроль над лагерем у отступавших соединений СС. В память об этом событии был учреждён Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
После передачи территории Бухенвальда СССР, в августе 1945 в нём был организован спецлагерь № 2 НКВД для интернированных, служивший для интернирования нацистских военных преступников. Согласно советским архивным данным, до окончательной ликвидации лагеря в 1950 году, в нём погибло более 7 000 заключённых. В 1958 году на территории лагеря был основан мемориальный комплекс «Бухенвальд».

23 июня 2015, 09:24

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.