Атырау, 17 мая 10:55
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 441.58
€ 480.00
₽ 4.86

"Наши ученики зашли на ЕНТ только с ручкой"

14 790 просмотров

Image 0Нынешний учебный год, точнее, его результаты, не стал исключением из правил: стабильно высокие показатели по ЕНТ оказались у выпускников Атырауского казахско-турецкого лицея. В чём их секрет, задались мы вопросом и вдруг обнаружили, что ни разу за все эти годы мы не рассказывали об этой, несомненно, особенной школе. Её директор Исмаил ЭЛЬМА (на снимке) дал согласие на интервью на великолепном казахском не раздумывая. Было очевидно – ему есть что сказать.


«ПОДЧИНЯЕМСЯ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ РК»

Сколько лет КТЛ в Атырау? Сколько учеников вы уже выпустили?

– В 1993 году в Привокзальном открылась первая, как тогда называли, турецкая школа. Здание было плохое, старое, учителя сами делали ремонт. Через пять лет школа переехала на нынешнее место, в бывшую школу имени Калинина. Идея этих лицеев принадлежала ныне покойному президенту Турции Тургуту ОЗАЛУ. Он призвал помочь братьям-казахам, только что обретшим независимость. Казахстан находился тогда в тяжелом положении, мы тоже повидали немало сложностей, поэтому помощь братскому народу казалась естественной. Всего за эти годы было 17 выпусков, это около 800 учеников.

– Каков состав ваших учеников по национальному признаку? Знание казахского языка обязательно в КТЛ?

– Из 240 воспитанников 17 неказахов: татары, три русских мальчика, четыре корейца, таджик, иранец, турок… Экзамен на знание казахского языка введен лишь с прошлого года, до тех пор ученики сдавали вступительные экзамены только по логике и математике. Поэтому почти все ученики-неказахи выучили казахский язык уже в стенах КТЛ. Система в лицее построена так, что дисциплины ведутся на различных языках: точные науки – алгебра, геометрия, информатика, биология, физика, химия и, разумеется, английский язык, ведутся на английском. Русский язык и русская литература – соответственно на русском.

Есть турецкий язык, все остальные предметы преподаются на казахском языке: география, история Казахстана и всемирная, самопознание, казахский язык, религиоведение и др. То есть мы по сути казахская школа, но нашим ученикам нужно знание всех этих языков в равной мере.

– Все годы, что существует ваша школа, её окружают слухи: в КТЛ заставляют петь турецкий гимн, читать намаз, навязывают ислам, идет протурецкая пропаганда и т.п.

– Начнем с гимна. Я сам приехал в Казахстан в 1996 году, каковы мои намерения – знает Аллах, знаю я сам, мои коллеги, наши воспитанники, их родители и наши партнеры – государственные органы. Да, в первые годы, правда, было такое – в наших школах пели турецкий гимн. Психология такая – мы много лет вдали от своей страны, я сам, например, уже 19 лет вне дома. Мы рассуждали так: что плохого, что дети поют турецкий гимн? Это мое субъективное мнение, что так рассуждали мои коллеги в первые годы. Ведь тогда эта школа называлась турецким лицеем. Но мыслей забивать головы детей протурецкими идеями не было никогда. Мы этим не занимались, и нам так никто делать не велел. К слову, и критики в этом отношении не было, это, я считаю, тоже часть известного казахского гостеприимства, лояльности, уважения к другим. Но уже будучи здесь, на месте, мы осознали, что это может не нравиться казахстанцам. Поставить себя на ваше место - ведь нам бы самим наверняка бы не понравилось, если бы наши дети пели гимн другой страны. И в начале 2000-ых мы отошли от этой практики.

– А насчёт намаза?

– Да, такие слухи ходили. Я могу это объяснить так: вначале преподавательский состав был на 80% из Турции (на сегодня из 26 учителей только 4 граждане Турции: сам директор, два учителя английского языка и один по турецкому языкую – З. Б.). Надо сказать, что 90% турков – мусульмане, практикующие намаз. В Турции казахов тоже причисляют к братьям по вере. Поскольку намаз – естественное для мусульманина дело, среди учителей были те, кто читал намаз и не считал нужным скрывать это. Казахи ведь так и говорят – да, мы мусульмане. В первые годы мы не совсем понимали, что под этим словом понимают в Казахстане, что не все, кто себя причисляет к исламу, считают нужным выполнять его ритуалы. Таким образом, поначалу это могли наблюдать воспитанники школы, их родители. И возможно даже были среди учеников те, кто, испытывая большое чувство уважения к учителю, приобщился к вере. Но в нашей школьной программе никогда не было дисциплин по навязыванию религии, в частности, ислама. У нас абсолютно такая же программа, как и во всех казахстанских школах для одаренных детей, ведь мы подчиняемся только министерству образования РК.

«НЕТ ОСОБОГО СЕКРЕТА»

Image 2Витрины в фойе школы с многочисленными медалями победителей из КТЛ с самых разных континентов – ученики, как правило, дарят их своей школе.– КТЛ всегда славился своими учениками, им принадлежат победы в десятках международных олимпиад, в ЕНТ ваши ученики тоже показывают стабильно высокие результаты. Это результат особой методики преподавания, подхода к учебному процессу, отношения к детям, или у турков есть какой-то секретный ингредиент?

– Нет особой методики, секрета, – смущается директор. – Во-первых, мы любим свою работу, искренне стремимся достучаться не только до голов наших детей, но и до их душ.

У нас очень хорошие отношения с учениками, с их родителями. Конечно, качественное обучение, профессионализм, умение – это главное. Но и желание донести не менее важно. Наши преподаватели готовы отдавать знания, несмотря на графики и расписания, и легко жертвуют своими выходными. Например, 2 июня наши воспитанники сдали последний экзамен, а уже 3-го началась работа по подготовке учеников выпускного класса к ЕНТ. И никто – ни дети, ни учителя – не говорит: мол, уже каникулы начались, имеем право отдыхать. Все одинаково заинтересованы в результате. То же с олимпиадами – когда другие отдыхают, они готовятся, причем сами, без указки: и дети, и учителя.

– Может, вы хорошо поощряете ваших учителей?

– Они получают зарплату, плюс премии, если их ученик победил в олимпиаде. Но в целом их заработки на уровне доходов учителей всех казахстанских школ – ведь всем им платит местный бюджет. Основатель сети школ КТЛ – международный фонд KATEV, основанный в Турции, платит заработную плату только экспатам, а их сейчас в нашей школе только четверо.

– Верно ли я поняла, что все казахско-турецкие лицеи содержатся за счет казахстанского бюджета?

– Из 31 школы три являются частными, все остальные финансируются из местных бюджетов, все затраты возмещаются за счет налогоплательщиков: содержание зданий, обеспечение учащихся всем необходимым, зарплата казахстанского персонала. Только 20% за питание детей возмещают бюджету родители учащихся.

– Почему в Атырау нет смешанной школы или отдельной школы для девушек? Она не востребована?

– Желающих, на самом деле, много. Вот буквально на днях незнакомые нам люди принесли вот это письмо.

Исмаил бей вынимает файл с письмом из полки своего стола. На нем около десятка подписей. В заявлении группа родителей просит передать в фонд KATEV их просьбу об открытии КТЛ для девушек в Атырау.

– Этот вопрос обсуждается довольно давно. Он может быть решен только на уровне акимата области.

– Как КТЛ отбирает кадры?

– Фонд KATEV проводит среди талантливых студентов языковых отделений и факультетов точных наук семинары. После окончания учебы эти студенты получают приглашения поработать в казахско-турецких лицеях. В следующем году при фонде откроется академия по повышению квалификации кадров.

– Но основной набор происходит среди учителей казахстанских школ?

– Да.

– Как правило, учителя, уже состоявшиеся в школах казахстанского образца, унаследовавших многие советские стандарты, имеют определенный набор клише и очень четкие представления о роли учителя и обязанностях ученика. Авторитарность как мера воздействия – норма в наших средних школах. В КТЛ, насколько я понимаю, кричать на детей недопустимо. Как вы поступаете, если новый учитель несет всё наработанное, в том числе и негативное?

– Конечно, такие проблемы встречаются, – тактично улыбается Исмаил. – Но в ходе работы в нашей школе, если человек и имел такие привычки, он сам от них отказывается, просто под воздействием атмосферы. К моему счастью, за девять лет работы директором в КТЛ, мне не приходилось иметь таких бесед с учителями. Если учитель и оказывается на вашем месте (мы разговариваем в кабинете директора. З. Б.), он идет сюда за другим – предложить новые идеи по улучшению качества образования, повышению уровня преподавания. Или просто поговорить о каких-то своих делах, в конце концов. Точно так же любой ученик может зайти ко мне поговорить на любую тему, у нас доверительные отношения со всеми, кто здесь работает и учится, и мы этим очень дорожим.

– Как складываются отношения с нашими органами от образования?

– Как строятся отношения с обычными лицеями? Так же и с нами: плановые проверки, стараемся поддерживать диалог. Управление образования оказывает нам всяческую поддержку.

– Минувшей зимой в нашем городе обсуждался слух о предстоящем слиянии КТЛ с Назарбаев интеллектуальной школой в Атырау.

– Конечно, решение остаётся за государством, за министерством образования. Если они поддержат такую идею – мы подчинимся. Но, на мой взгляд, это невозможно, и правительство, тогда же обсудившее все аспекты этого вопроса со всеми причастными ведомствами, пришло к такому же выводу. Пока этот вопрос не стоит.

«НЕ ВСЁ ИЗМЕРЯЕТСЯ ДЕНЬГАМИ»

Image 1По словам Эльма, в Турции в память о почитаемых людях принято строить больницы, мосты, мечети… Этот фонтанчик с питьевой водой во дворике школы посвящен учителю Ясину ЧАЛКЫМУ. В 1994 году на пикнике он спас тонущего ученика ценой своей жизни.– Почему нынешний президент Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН выступает против КТЛ? В последнее время он оказывает серьезное давление на президентов Азербайджана и Казахстана, например.

– Это политический вопрос, на самом деле мне бы не хотелось детально в это вникать. Мне известно, почему конкретно президент Эрдоган так настроен. Но поймите правильно, обсуждать этот вопрос с моей стороны некорректно, это президент моей страны. Но опыт 19 лет жизни в Казахстане позволяет мне думать, что казахстанские власти, принимая любое решение, будут ориентироваться в первую очередь на действующие в своей стране законы и на целесообразность того или иного явления. Представим, например, ситуацию, что КТЛ нарушает законы страны, но вмешивается президент Турции и просит не трогать нас. Разве это повлияет на решение властей? Они примут решение в соответствии со своим законодательством.

– Выше вы упомянули, что к идее открытия турецких школ в Казахстане причастен ваш бывший президент Тургут Озал. В интернете эта роль отводится философу и учёному ГУЛЕНУ…

– Гулен мечтал открыть лучшие школы, он делился этими мечтами с богатыми и уважаемыми в Турции людьми, и те его поддержали. Он создал сеть самых качественных образовательных учреждений, созданные им лицеи – самые престижные, которые турецкий народ очень ценит и уважает. После развала СССР президент Озал предложил Гулену: «Бауырлык елдерде ашсак калай?» Это же наши братья, братья помогают друг другу, подставляют плечо. «Обнимемся с братьями-казахами?». «Хорошо», – сказал Гулен. Президент Озал таким образом хотел поддержать независимый Казахстан, он хотел наладить культурные, научные связи, создать дружественный союз братских стран. Знания никогда не принесут вреда. Образованный гражданин в первую очередь думает о своем народе, но не чурается дружбы с другими народами. Многие беды на Земле происходят от невежества и нищеты, и только знания способны принести освобождение. Целью этого проекта были дети, знающие много языков, способные ценить мир, дружбу, общечеловеческие ценности, способные на диалог, а не дети-мусульмане или дети-христиане. И он донес эту идею до президента НАЗАРБАЕВА на их первой встрече и нашел в его лице поддержку.

– Турция так богата, что вкладывает средства в будущее чужих государств? Этот вопрос вы наверняка слышите не впервые…

– В самой Турции эту идею поддержало большинство, но нашлись и такие, кто говорил: всех уже в Турции обучили, всем дали качественное образование, все проблемы решили, что лезете в другую страну?! Мы не самая экономически сильная страна, но не всё измеряется деньгами, это – «ниет», чистый порыв. Да и основные статьи расходов ложились на плечи Казахстана. Ведь только в первые годы кадры были сплошь турецкие, и их содержал фонд KATEV.

– Думаю, в Турции едва ли знают роман русскоязычного писателя Бориса АКУНИНА «Азазель». Сюжет там построен на том, что некие зарубежные благотворители, одержимые идеей мирового господства, обучают одаренных детей из бедных семей или сирот. Те получают лучшее для своего времени образование, а затем, становясь ведущими политиками и учеными, переходят на темную сторону луны – служат не интересам своей страны, а своим меценатам… Эта история отдаленно напоминает реальные события из истории Османской империи, воспитывавшей из пленных христиан преданных янычар: «Во время обучения каждый янычар приносил клятву верности Султану, в которой подтверждал, что готов за него умереть. Каждый янычар должен был видеть в Султане своего отца, который одевает, кормит, вооружает, одаривает и платит жалованье, а в «оджаке» (отряд) – свою семью». Так пишут историки. Вас наверняка уже спрашивали – а не продолжает ли Турция как наследница Османской империи эти традиции?

– Я и вправду не читал роман с таким страшным названием (это имя имеет много различных толкований, в том числе «демон» и «падший ангел». – З. Б.), – напряженно выдыхает Исмаил бей. – Я уже слышал эту версию о корпусе янычар. Эти сведения не совсем правдивы, доля правды в них есть, но только доля. Вам наверняка известно, что все народы пишут историю для себя и под себя. Взять русско-турецкие войны. Русские историки пишут, что это мы плохие, наши – что русские… Понимаете, человек способен притворяться год, два года, но не четверть века. Мы здесь 23 года. Цель наша очевидна для наших учеников, их родителей. И она чиста.

…Я вижу, что этот вопрос дался Исмаилу нелегко – особенно при упоминании одного из имен сатаны лицо директора заметно покраснело, и брови недоуменно сошлись на переносице – и приношу свои искренние извинения. В силу многолетней профессиональной привычки мне нетрудно задавать людям неприятные и даже провокационные вопросы, но нужно отдать должное директору – мы проговорили с ним несколько часов, но ни разу он не сделал попытки избежать прямого ответа. На мой субъективный взгляд, его систему координат формируют слова «таза ниет» (чистые намерения), «намыс» (честь), «уят» (совесть), «ел сеним» (доверие народа). Эти понятия постоянно всплывают в его речи в том или ином контексте. Мне известен случай, когда за поступление в эту школу родители были готовы заплатить (или принести в дар – смотря как интерпретировать) очень крупную сумму. Их не приняли в школу – ни денег, ни ребенка. Но отказаться от денег всё же проще, чем отказать просьбам некоторых всеми уважаемых людей.

«ЖИГИТТЕР, ЗАЙДИТЕ ЧИСТЫМИ»

– Вас содержит местный бюджет. Предположим, вам звонит аким области и убедительно просит принять мальчика из хорошей семьи.

– Это сложный вопрос. Пусть не аким, но звонков разных много – вы же знаете, сколько в Атырау начальников, – смеется Исмаил и протягивает листочек. На нём результаты недавнего вступительного экзамена одного из претендентов. Исмаил ногтем обводит цифру 58 – это проходной балл. Синей пастой обведен набранный мальчиком результат «52». – Вот перед вашим приходом звонил такой человек,сказал: «Помогите моему ребенку, он так мечтает у вас учиться».

– И как вы отвечаете в таких случаях?

– Говорю: видите проходной балл? Человек кивает. Видите, сколько набрал ваш ребенок? Некоторые понимают сразу, многие – нет. Обижаются, ещё через кого-то выходят... Если бы мы не отказывали, мы не могли бы все эти годы оставаться лицеем с высокими показателями, которые год от года растут. Например, если в прошлом году средний показатель наших воспитанников на ЕНТ был 84,5, то в этом мы подтянули его до 103,3. Самый низкий балл, показанный нашими выпускниками – 71. Наши ребята зашли на экзамен только с ручкой, сам проверил!

– Вам известно, что министр образования запретил в этом году проводить обыски перед ЕНТ?

– Утром перед ЕНТ я пришёл к университету, собрал ребят и попросил: «Жигиттер, зайдите чистыми! Давайте покажем, на что способны сами, чтобы не было разговоров о нашем лицее, чтобы нам не было ни за что стыдно». Раскрыл пакет, и все сложили свои телефоны. Один не положил, это мне ребята сказали. Я подошел к нему снова: «Есть?» «Есть», - говорит. Подумал и положил тоже. Мы бы не смогли достичь таких результатов, если бы уступали просьбам влиятельных людей или друзей. Для нас важнее репутация школы, доверие, оказанные как казахским, так и турецким народом. Наша цель – оправдать это доверие. Я знаю, что есть люди, которые сомневаются в чистоте наших намерений. Думаю, время расставит всё по местам. Я в это верю, – с чувством говорит директор во время нашей прогулки по чистенькому, зелёному от идеально пушистых туй и прочих хвойных дворику школы. Тут еще замдиректора Рустем ХАСАНОВ шепотом добавляет: «Все эти деревья посадил сам Исмаил в свободное время – он по специальности биолог…». Я прямо озадачена и, качая головой, привычно прячу своё смущение за циничной фразой, брошенной по-русски заместителю директора (Исмаил в Казахстане выучил только казахский):

– Он так любит свою работу?..

Рустем в ответ на этот дурацкий полувопрос-полувосклицание прыскает со смеху: он, похоже, привык, что коллеги вызывают у его земляков удивление.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

18 июня 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz