Солистка «Астана опера» Салтанат АХМЕТОВА (на снимке) стала сенсацией после победы в российском телепроекте «Большая опера», где в составе жюри была сама Елена Образцова.
Мне удалось взять у Салтанат интервью во время перерывов на репетициях в Астрахани, где она выступала с нашим Атырауским оркестром народных инструментов имени Дины Нурпеисовой на концерте, организованном посольством РК в России при поддержке министерства культуры РК и администрации Астраханской области.
Концерт состоялся 27 мая на сцене грандиозного Астраханского театра оперы и балета и стал одним из воплощений тех договорённостей, которые были достигнуты на прошлогоднем Форуме межрегионального сотрудничества в Атырау.
«С ДЕТСТВА ПЫТАЛАСЬ БРАТЬ ВЫСОКИЕ НОТЫ»
– Салтанат,я, как и многие, была очарована вашим исполнением арии «Царицы ночи» из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в финале проекта «Большая опера». Вы стали настоящим открытием как для российских, так и для казахстанских зрителей. Расскажите, пожалуйста, о себе. Где росли? где учились?
– Я родилась и выросла в Кокшетау, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, затем поступила на отделение пения музыкального колледжа имени Биржан-сала, где моим первым педагогом был Жакып Кушкембаев. Он в 14 лет принял меня в колледж, хотя голос мой еще был неокрепший. Но он поверил в меня. А дальше направил учиться к народной артистке Казахстана Хорлан Калиламбековой. Они мои первые учителя, я им очень многим обязана.
Мама рано отдала меня и мою сестренку Лейлу в музыкальную школу. У нас в семье все очень любят музыку. Сколько себя помню – всегда пела, участвовала в детских конкурсах «Анши балапан». Очень сильное впечатление произвел на меня в детстве Робертино Лоретти, любила копировать его. Ещё как-то по радио я услышала песню «Булбул» в исполнении Бибигуль Тулегеновой. Тогда казалось, что для меня нереально спеть это произведение, а сейчас «Булбул» – одна из любимых вещей в моём репертуаре. Вообще в детстве я пыталась брать самые высокие ноты, это был своего рода кураж для меня – суметь взять самую высокую ноту.
Мама с детства прививала нам трудолюбие и ответственность. Всё это мне пригодилось и помогает во взрослой жизни.
– А когда родилось желание петь профессионально?
– Я всегда мечтала петь и именно в опере. Но так как оперным вокалом можно начинать заниматься в 17 лет, а школу я закончила в 14, то хотела поступить сначала в иняз. Мама, испугавшись, что я буду ещё ребёнком среди взрослых студентов, посоветовала поступить в музыкальный колледж. А после колледжа я поступила уже в Казахскую национальную академию музыки в Астане. И после окончания 3-го курса меня приняли в труппу Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой.
ВОТ ЭТО ГОЛОСИЩЕ!
– Когда моя мама услышала ваше пение, она воскликнула: «Айтатыны жоқ, Күләш қайта тірілген екен! Көмейі сайрап тұр ғой!» (Слов нет, Куляш снова родилась! Вот это голосище!). Она слышала, как пела Куляш, когда училась в ЖенПИ в 1948 году.
– Куляш, Хорлан, Бибигуль – ярчайшие представители казахской вокальной школы. Они пример для подражания.
– Вы как-то сказали, что встречу с Хорлан Калиламбековой считаете своей главной удачей.
– Несомненно. Она в свое время была примой оперного театра имени Абая, для её голоса, под её темперамент композиторы специально сочиняли оперы. Кстати, я сейчас работаю над арией Кати из оперы «Поднятая целина» Еркегали Рахмадиева, написанной специально для Хорлан. В свое время, когда она поехала на стажировку в Болгарский оперный театр, там, когда услышали её пение, сразу оформили как гастролирующую певицу, на сцене Болгарской оперы она спела и Риголетто, и Травиату, и многое другое.
– Вы лауреат нескольких международных конкурсов, но широкая известность пришла именно после победы в «Большой опере». Как вы попали на этот проект?
– Меня пригласили в «Большую оперу», услышав, как я в 2013 годупела на конкурсе в Германии Neue Stimmen («Новые голоса»). Это очень престижное в мире вокальное состязание, которое проводится вот уже 25 лет. В 2013-м Казахстан впервые принимал в нем участие. На конкурс было подано 1 500 заявок, но отобрали только 40 человек. Я была среди девяти финалистов и получила специальный приз. Этот конкурс хорош ещё и тем, что открывает возможность выхода в Европу, где мы можем представлять и прославлять Казахстан.
– На сцене вы мне кажетесь недосягаемой, особенно когда исполняете сложные арии, а в общении естественный, веселый и мягкий человек…
– Если я стою на сцене и пою для большой аудитории, это не означает, что я какой-то необычный человек. В глубине души я просто Салтанат из Кокшетау. Девушка, которая любит петь, любит мороженое, пирожные и еще очень любит поспать (смеется). Я, кстати, хочу разрушить имидж такой несколько отстранённой оперной певицы и не бояться появляться в образе озорного тинейджера – в бейсболке, кроссовках, майке…
Орак Жауров, главный дирижер оркестра народных инструментов имени Дины Нурпеисовой:
– Работать с такими солистками как Салтанат – одно удовольствие. Она редкий талант, обладает удивительным голосом. После первой репетиции все музыканты нашего оркестра в знак признания начали аплодировать ей, ударяя по своим инструментам и пюпитрам. Это общепринятая традиция во всех оркестрах, но так аплодируют только тем солистам, которых оркестр признал. Уверен, у Салтанат большое будущее.
ХОРОШИЙ СОН И ДОБРЫЙ КУСОК МЯСА
– Что влияет на певческий голос?
– Многие факторы. В 20 лет и 40 лет он будет звучать по-разному – это обусловлено взрослением, физиологией плюс приобретаемый жизненный опыт и специальные знания. У меня, например, лирико-колоратурное сопрано, но во время участия в «Большой опере» специалисты находили, что у меня драматическая колоратура… Наверное, мой голос ещё в процессе становления.
– Как вам пелось с нашим оркестром имени Дины Нурпеисовой, как работалось с его главным дирижером Ораком Жауровым?
– С оркестром Дины Нурпеисовой я пела впервые, но впечатление такое, что работаем вместе уже давно. Спелись всего за две репетиции! Коллектив высокопрофессиональный – великолепные музыканты, талантливый дирижер.
– У каждого солиста свой ритуал подготовки к выступлению. Кто-то пьёт сырые яйца, кто-то полощет горло отваром из травы erisimo (гулявник, или «трава певицы»), а что делает Салтанат Ахметова?
– Для меня важно как следует выспаться, чтобы утром голос был свеж и бодр. А еще у меня сложилась вот какая традиция: накануне выступления вечером обязательно съедаю хороший кусок мяса, чтобы на следующий день была энергия. Это совет моего педагога Хорлан Калиламбековой.
– Ваши пожелания начинающим певцам?
– Быть преданным своему делу и не бояться мечтать. Надо верить в себя и, конечно, упорно трудиться, чтобы достичь поставленной цели.
– Салтанат, вы гордость Казахстана, и я уверена, что вас ждёт мировая слава!
– Спасибо!
Зинат УРЫНБАСАРОВА