Цены на бензин в России могут вырасти летом, сообщает газета «Коммерсантъ».
Согласно публикации, на российском рынке бензина летом может сложиться аномальная ситуация, если впервые за несколько лет не произойдет резкого скачка цен на топливо. Это объясняется высоким уровнем запасов бензина и падением спроса со стороны потребителей. Но цены на АЗС могут подстегнуть слабое предложение со стороны Белоруссии, перенаправление объемов продукции российских НПЗ на экспорт или, как в прошлом году, авария на одном из заводов.
Биржевые цены на бензин в конце мая перешли к устойчивому росту, достигнув годовых максимумов. Цена на АИ-95 на СПбМТСБ росла последние 16 дней, увеличившись с начала месяца на 8,5%, до 37,2 тыс. рублей за тонну, цена АИ-92 выросла на 9,6%, до 36,2 тыс. рублей. Похожая динамика наблюдалась и в последние два года, когда за подъемом цен в мае следовал резкий скачок в июне-июле из-за падения запасов топлива после весенних ремонтов на НПЗ и высокого спроса на бензин. В 2014 году еще один ценовой всплеск произошел и в конце лета на фоне аварии на Ачинском НПЗ.
Но текущая ситуация при внешнем сходстве имеет и важные отличия. Сейчас оптовые цены на бензин все еще ниже, чем год назад, несмотря на инфляцию и налоговый маневр в нефтяной отрасли, который, как полагали в правительстве и на рынке, должен был увеличить стоимость топлива (так, в ноябре 2014 года замминистра финансов Сергей Шаталов допускал, что налоговые изменения приведут к росту цены литра топлива в 2015 году на 3 рубля).
По мнению собеседников издания в отрасли, это связано с ослаблением спроса. Запасы бензина на конец марта превышали 2 млн тонн, что является очень высоким уровнем, а на 25 мая снизились до 1,8 млн тонн, упав за неделю на 80 тыс. тонн (в частности, из-за роста экспорта), но и этот уровень остается высоким. По расчетам издания на основе данных РЖД, среднесуточный экспорт бензинов в мае вырос до 15,3 тыс. тонн в сутки против 12,1 тыс. тонн в апреле. Отчасти это может объясняться тем, что Казахстан снял ограничение на импорт российского бензина, введенное в начале марта.
На этот довольно слабый рынок накладывается фактор поставок из Белоруссии. Белорусские производители по межправсоглашению в обмен на поставки нефти должны продавать в РФ свой бензин, но в апреле-мае поставляли очень мало, поскольку российский рынок был невыгоден по сравнению с другими направлениями. Однако теперь оптовые цены на бензин в Центральном регионе уже близки к тому уровню, при котором белорусским производителям будет выгодно вернуться. По оценке Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», текущий netback для АИ-92 с Моз ырского НПЗ на пограничном базисе сейчас составляет около 35,7 тыс. руб. за тонну.
По мнению собеседников «Ъ» на рынке, в текущей ситуации традиционный летний рост оптовых цен, который отражается на ценниках АЗС примерно с месячным лагом, может оказаться слабым. Но некоторые источники издания считают, что нефтекомпании постараются изменить ситуацию и используют период ремонтов на НПЗ для того, чтобы сократить предложение, нарастив экспорт бензина либо сократив переработку.
«Ситуация на рынке противоречивая. Есть понимание, что розничные продажи бензина у всех снижаются, а поставки из Белоруссии являются ограничителем для рынка. Увеличение продаж белорусского бензина способно быстро охладить рынок, но и экспорт российского бензина в этом году достаточно велик», — говорит М. Турукалов. При этом любая авария на НПЗ или сокращение переработки сырья несколькими крупными компаниями могут быстро вернуть рынок в его привычное летнее состояние «легкого дефицита», подчеркивает он.
Источник: КазТАГ Фото: Lenta.ru