Более двух лет телефонные переговоры первого замакима Атырауской области Гумара ДЮСЕМБАЕВА (на снимке) в его бытность первым заместителем акима Западно-Казахстанской области оплачивались из средств АО «Жайыктеплоэнерго», заявил на пресс-конференции начальник управления департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции ЗКО Серик МУСТАФИН.
ДЕЛО О 299 795 ТЕНГЕ
По данным пресс-службы Западно-Казахстанского областного суда, в мае прошлого года в отношении гендиректора АО «Жайыктеплоэнерго» Рината НУРУШЕВА был вынесен приговор по обвинению в создании организованной преступной группы и хищении средств предприятия. ОПГ под его руководством обналичила и похитила более 140 млн тенге. Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 10 лет в колонии строгого режима с конфискацией имущества и лишением права в течение пяти лет занимать должности в государственных учреждениях. В июле того же года наказание было изменено апелляционной коллегией Западно-Казахстанского областного суда: «с учётом возмещения осуждённым Нурушевым Р. значительной суммы ущерба – примерно 18 миллионов тенге» (цитата из решения апелляционной коллегии) срок уменьшили до 6 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Нурушев уже более года отбывал наказание, когда Уральский городской суд начал рассмотрение уголовного дела по его обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 176 УК РК («Присвоение или растрата вверенного чужого имущества»). Прокуратура г. Уральска и Нурушев заключили процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины. Нурушев показал, что «в период с 2011 года по 2013 гг. с целью растраты, то есть хищения чужого имущества, используя своё служебное положение, отдавал незаконные распоряжения о проведении оплаты за счёт средств АО ЖТЭ услуг сотовой связи абонентского номера 8701…..1, принадлежащего первому заместителю акима Западно-Казахстанской области Дюсембаеву Г. И. Тем самым незаконно на счет абонентского номера Дюсембаева было перечислено 299 795 тенге…».
По этому довольно странному по обстоятельствам его расследования и рассмотрения делу 20 марта нынешнего года бывший главный тепловик ЗКО был приговорен к 5 годам лишения свободы, но, согласно ст. 58 УК РК («Назначение наказания по совокупности уголовных правонарушений»), этот срок был поглощён более строгим предыдущим приговором, и Нурушев остался при своих 6 годах.
«МОГУТ НАГРАДИТЬ. ИЛИ ПОСАДИТЬ»
Наш замакима области, судя по тексту приговора, проходивший в рамках данного уголовного дела только в качестве свидетеля (в перечне материалов дела упоминается протокол его допроса), все средства, поступившие на его телефон в период с 2011 по 2013 годы, вернул. Главный вопрос в контексте этого по-своему курьёзного дела (в сравнении с охватившей страну волной скандальных коррупционных уголовных дел с многомиллиардными суммами ущерба) – об отведенной в этой истории Гумару Ислямовичу роли. Можно уверенно предположить, что с Нурушевым он был знаком не понаслышке – с 2007 по 2012 год Дюсембаев в масштабах Западно-Казахстанской области курировал вопросы энергетики. Нурушев был назначен на должность директора АО «Жайыктеплоэнерго», 100% акций в котором принадлежали акимату Западно-Казахстанской области, в 2009 году.
Один очень известный в стране столичный юрист отказался комментировать этот вопрос – со ссылкой на профессиональные ограничения: «Приговоры вынесены, поэтому давать им оценку я не вправе».
Я попросила не привязываться конкретно к этому приговору и предположить ситуацию, когда начальник зависимого от бюджета предприятия перечисляет со счета этого юридического лица каждый месяц по 20 тысяч тенге на абонентский счет, например, акима города. Как трактуется законодательством этот вид платы, пусть и добровольной?
– Так в том и весь цимес, что за одно и то же деяние, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут и наградить, и посадить, – ответил звезда фейсбука.
Мы попросили прокомментировать этот приговор самого Гумара Ислямовича, направив ему официальный запрос, в котором также задали ряд вопросов о характере его взаимоотношений с осуждённым Нурушевым и основания, по которым им перечислялись деньги на телефон. Когда материал был уже готов к печати, из облакимата позвонила женщина и, не назвавшись, сообщила, что первый замакима ушёл в очередной трудовой отпуск. Дату его выхода на службу она назвать затруднилась, предположив, что Дюсембаев может выйти и через месяц.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА