Жители Сарайчика дивятся невиданным доселе дарам – стаи давно забытой в наших краях каспийской кильки буквально кишат в речной воде.
Местные эту манну небесную собирают практически голыми руками – заводят бредни в речную воду и натаскивают вброд мелкую серебристую рыбешку сотнями за раз. И жарят её, и парят, и солят, и маринуют как в старые добрые времена. Ну чистый восторг и изумление.
Ведущего научного сотрудника Атырауского филиала ТОО «КазНИИРХ» Юлию КИМ появление морской рыбы в пресной воде Урала не удивило, но чтоб она зашла так далеко вверх по течению – ученый не припомнит:
- Чтоб дошла аж до Сарайчика, такого не было. А вообще килька в речной воде это достаточно частое явление, например в Волге она уже стала постоянным обитателем. В Урале тоже в 2005-06 годах было зафиксировано её присутствие, она тогда хорошо заходила в реку. Этот вид кильки легче других адаптируется к пресной воде. И вполне может «прописаться» в Урале. Главная причина её нынешнего изобилия, возможно, в том, что с 90-ых годов промыслом кильки у нас фактически не занимаются, да и никогда на самом деле не промышлялась эта килька по-настоящему - так, в общей массе ловили. Как флот наш разбазарили в 90-ых, так и освоения по лимиту нет, хотя ежегодно он равен, кажется, 8 тысячам тонн.
Словом, расплодилась. Дело в том, что, по словам Юлии Анатольевны, эта разновидность – килька обыкновенная – не так заманчива для промысла, как два других распространенных в Каспии вида: «большеглазая» и «анчоусовидная». Те крупнее и питательные качества их выше, к тому же они реагируют на свет, их легче ловить.
Известный ихтиолог называет ещё одну возможную причину «нашествия» каспийской кильки в Урал:
- Она нерестится обычно на севере Каспия в прибрежных опресненных участках. Но на море сейчас высокая активность из-за нефтяных разработок, сопутствующего им судоходства, и рыба ищет покоя.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото Зинат УРЫНБАСАРОВОЙ