Алия БЕКЕШЕВАМеждународная система ХАССП – новые стандарты обеспечения безопасности питания – обсуждалась на встрече работников Департамента по защите прав потребителей с занятыми в этой сфере местными предпринимателями.
ХАССП (HASSP) – это «система анализа опасных факторов и критических точек контроля» («Hazard Analysis and Critical Control Points»). Распространена во всем мире и сегодня является обязательной в США, Японии, большинстве европейских стран. Это довольно специфичная тема для далеких от выпекания булочек и кренделей обычных людей, впрочем, как и для меня лично. Как гласит информационный бюллетень, подготовленный организаторами встречи, «ХАССП обеспечивает производство безопасной продукции путем выявления и надлежащего контроля опасных факторов, используя научно обоснованный превентивный подход, и возлагает основную ответственность за безопасность пищевых продуктов на производителя». Как бы сложно это ни звучало, но оно нам надо – в рамках ВТО это одна из обязательных санитарных мер для обеспечения безопасности пищевой продукции.
– Система ХАССП – обязательное требование техического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», – говорит начальник отдела санитарно-гигиенического надзора за детскими образовательными и пищевыми объектами Алия БЕКЕШЕВА. – Это требование узаконено в июле 2013 года, с тех пор мы ведем работу по разъяснению и обучению. В основе лежит системный подход, предполагающий «сквозной» контроль качества. Это означает, что контролю подлежат и сырье, и производственный цикл, и промежуточные фазы, и готовая продукция. Это дает возможность оперативно реагировать на отклонения от нормативных показателей именно там, где они возникают.
Производитель пищевой продукции должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП. При этом для каждого предприятия программа процедур индивидуальна, потому что нет двух одинаковых цехов. Руководитель должен в достаточном объеме обладать знаниями по системе ХАССП и обучить ей своих работников.
– Как обучить?
– С тех пор, как в июле 2013 года это требование было ратифицировано в рамках вступления Казахстана в Таможенный союз, проводится масса различных учебных тренингов и семинаров – при поддержке Комитета по защите прав потребителей, министерства национальной экономики и даже таких межгосударственных институтов, как Всемирный банк, – говорит А. Бекешева. – Обучиться и получить сертификат можно также в консалтинговых компаниях на платной основе.
Менеджер по производству одного из кондитерских цехов Елена ТАЖИЕВА прошла первый курс обучения по ХАССП задолго до нынешнего мероприятия. Учеба обошлась ей в 30 тысяч тенге.
– Но пройти необходимо не один курс – стандартов много, и каждый изучается отдельным курсом. Я прохожу обучение каждые три года, – говорит Е. Тажиева.
– Что вам это дало?
– Контракты. Последние годы крупные компании-заказчики обязательно требует наличия на предприятии системы ХАССП.
Я обучилась сама и позже обучила весь свой персонал.
Комитет по защите прав потребителей пока не обязывает к внедрению этого требования, поскольку курирующее его министерство национальной экономики пока не называет дат, но в комитете уверены – со временем ХАССП станет нормой на каждом пищевом предприятии.
– Эта реформа обеспечит безопасность пищевой промышленности, уже сегодня по системе ХАССП работают все крупные кейтеринговые (выездная кухня) компании в Атырау, оказывающие услуги таким заказчикам, как NCOC, ТШО, КМГ, Казстрансойл и т. д. Просто это условие – один из критериев выбора, потому что ХАССП – это гарантия качества и один из веских факторов доверия, – сказала А. Бекешева.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА